Обычно именно осенью родители активнее обращаются в центр с самыми разными проблемами: ребёнок долго делает домашнее задание, не влился в коллектив, обижает сверстников, у него конфликтные отношения с учителями…
— Так как жизнь ребёнка на 80% связана со школой, те проблемы, с которыми мы сталкиваемся начиная с сентября-октября, — это школьные проблемы, — объясняет заведующая отделением помощи семьи и детям Юлия Аппалуп. — И наша задача — их предотвратить или решить. Но в зависимости от возраста детей работа центра нацелена на решение разных задач.
Так, если речь идёт о первоклассниках, проблема ребёнка чаще всего заключается в адаптации к школе, потому что период кардинальных перемен становится для него непонятным и страшным. Тренинг для младших школьников, который ведут специалисты центра, называется «Жизненные навыки». Групповые занятия помогают детям понять своих сверстников, принять определённые правила и «несправедливости» школьной жизни. Эта программа позволяет ребятам начать свободнее общаться в классе, более адекватно переживать и выражать свои чувства, уметь ими поделиться, за счёт чего адаптация проходит более ровно и спокойно.
Для учеников средней школы акценты смещены на другое: на первый план выходит общение. На курсе «Давай дружить» ребятам расскажут, как правильно общаться с мальчиками, с девочками, с теми, кто обижает, и с теми, кого обидел сам ребёнок. Задача сотрудников центра в данном случае — сформировать навыки общения или скорректировать их, если они сформированы неправильно.
Ребятам постарше предлагают программы профориентации, чтобы помочь определиться со сферами деятельности, в которых они могли бы быть наиболее успешными с учётом своих интересов, способностей, особенностей характера. Кроме того, помогают преодолеть страх перед экзаменами.
— Любая групповая работа с детьми обязательно предполагает параллельную работу с родителями. Психологи и другие специалисты всегда прорабатывают с ними навыки общения с ребёнком. Для этого существуют родительский клуб, лектории, индивидуальные работы, семейное консультирование, — рассказала директор центра «Преодоление» Светлана Шатурина.
Например, у младших школьников есть завершающее занятие, которое проходит вместе с родителями. Это позволяет ребёнку продемонстрировать и закрепить свои навыки, а родителю оценить результат.
С малышами занимаются в игровой форме. Порой дети даже не замечают, что с ними ведётся очень серьёзная, глубинная работа — для них она кажется игрой. Светлана Шатурина считает важнейшим элементом работы центра создание таких условий, чтобы дети и родители как можно меньше тревоги испытывали по той причине, что с ними работают. А причины этой тревоги часто заключаются в изначально неправильной подаче: психологами нельзя запугивать.
Также без всяких ограничений можно получить экстренную психологическую помощь по телефону доверия для детей, подростков и родителей +7 (495) 528-11-40 или задать вопрос психологу на сайте учреждения.
— Это та служба, которая помогает получить срочную психологическую помощь, нужную в данный момент. Если сейчас ребёнок боится, что дома его отругают за то, что он, например, получил двойку, ему не нужно через неделю приходить к психологу, достаточно поделиться своими страхами по телефону, — поясняет Юлия Аппалуп.
С сентября в «Преодолении» активизируется и профилактическая работа: сотрудники не только работают на базе центра, но и проводят занятия с детьми в образовательных учреждениях, собрания с родителями, а также семинары и круглые столы со специалистами, работающими с детьми.