«ПроРеутов» продолжает рассказывать о работе органов опеки и попечительства в Московской области. Сегодняшний материал посвящён теме новорождённых, на которых их мамы по разным причинам готовы написать отказ прямо в роддоме. Но в последнее время благодаря своевременному вмешательству в такие ситуации специалистов органов опеки мамы всё чаще меняют своё решение. Вот одна из историй со счастливым концом.
В родильных домах редко бывает тихо. Но иногда там наступает тишина, когда детки, покушав, засыпают, а мамы, стараясь не разбудить малышей, перестают разговаривать и ходят тихо-тихо. В один из таких моментов с поста медсестры раздался голос, в телефонную трубку произнесли: «Опека? Приезжайте. У нас отказной».
Так или немного иначе начинаются все истории, когда мама принимает решение уйти из роддома одна, без своего малыша. Так было и в этот раз. Ирина М. приехала в Подмосковье из Брянской области на заработки. Дома остались мама, двое сыновей-близнецов и старенькая бабушка. Мужа у Ирины нет — ушёл, когда мальчишкам не было и 5 лет. Работу с достойной зарплатой в районе, где она проживала, найти было сложно. Вот и поехала Ирина поближе к столице, чтобы заработать деньги, которые позволят и детей к школе собрать, и матери с бабушкой помочь.
Устроилась в кафе официанткой. Работа хоть и простая, но тяжёлая, график — сутки через сутки, чтобы заработать достаточно денег. Коллектив попался хороший. Ирину не обижали, она сразу со всеми подружилась, деньги платили вовремя.
Как-то во время ночной смены в кафе приехали дальнобойщики, среди них молодая женщина встретила Ивана. Высокий, молодой, красивый, из Воронежа. Он сразу расположил Ирину к себе, они познакомились, стали встречаться. Но работа дальнобойщика, как у актёра, — всё время в разъездах. Впрочем, для любви это не стало помехой, и через какое-то время Ирина поняла, что беременна. В коллективе сказать об этом боялась, опасаясь, что выгонят с работы, жилья своего нет, денег в обрез...
Решила сообщить обо всём только Ивану, который раньше столько раз говорил, как Ирина ему дорога. От новости тот переменился в лице, сказал, что думать самой надо, а у него дома жена и трое детей. Время шло, беременность уже было не скрыть, хозяин кафе пригласил Ирину к себе в кабинет, попросил объяснений. Она расплакалась, и получила в ответ: «Мне проблемные не нужны, мне работники нужны, а не кормящие мамы».
В роддом Ирину увозили на «скорой», девочки-официантки вещи в больницу, дали немного денег.
Роды прошли нормально, в срок. На свет появилась хорошенькая малышка.
Сразу, после того как младенец закричал, Ира сказала акушерке: «Ребёнка не приносите, не заберу я её», — и отвернулась, чтобы даже не смотреть на дочку. В этот момент в местном отделе опеки и прозвенел телефонный звонок.
Сотрудники органов опеки в подобных случаях всегда идут на разговор с мамами; иногда сразу ясно, что ребёнок останется в больнице. Но когда есть хоть малая надежда, включают все резервы: подключают психологов, оказывают материальную помощь вещами, деньгами, продуктами.
Сначала Ирина с сотрудниками отдела опеки говорила неохотно, о родственниках не сообщила, кто отец девочки тоже не сказала. Попросила только: «Дайте бумагу, напишу, что нужно, и отстаньте». Сотрудники выполнили её просьбу, но увидев, как слёзы капают на бумагу, сказали: «Вы пишите, конечно, но подумайте — пара дней у вас есть». И оставили личный номер телефона, добавив, что звонить по нему можно в любое время.
Пока Ирина оставалась в больнице, сотрудники опеки успели разыскать её мать, состоялся долгий разговор. Елена Николаевна (так звали маму Ирины) долго плакала, сокрушаясь: «Почему мне не сказала? Где же я потеряла её доверие, когда упустила?».
Через три дня Ирина сама пришла в отдел опеки. «Спасибо, что поговорили с мамой. Я боялась, что она не поймет. Можно я заберу Таню? Мы уедем домой».
Сотрудники отдела с помощью благотворительных организаций собрали ребёнку всё необходимое на первое время: питание, подгузники, одежду, даже коляску, — и посадили этих двух самых близких на свете людей на поезд, они поехали домой.
Конечно, так бывает не всегда. Но надо использовать все возможности, чтобы всё заканчивалось именно так. Дети должны оставаться со своими родителями!
К сведению:
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв поставил принципиальную задачу для работы областного правительства и всех служб на местах: «Власть работает для каждого человека, для каждой семьи». С 2017 года Министерство образования Московской области при поддержке Благотворительного фонда профилактики социального сиротства под руководством Александры Маровой реализует проект «Отказов. Нет». Специалисты органов опеки и попечительства Министерства образования в рамках этого проекта помогают женщинам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, избежать, возможно, главной ошибки не только в их собственной жизни, но и в судьбе новорождённого ребёнка. К этой работе привлекаются некоммерческие организации, службы сопровождения семей, которые совместно оказывают мамам и детям всестороннюю помощь и поддержку.
В результате этих усилий в Подмосковье по итогам 2017 года по сравнению с 2016 годом количество брошенных малышей сократилось на 32%. По данным отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Реутов за два предыдущих года в учреждениях здравоохранения нашего города отказались от своих новорождённых детей лишь 4 женщины. Все они были приезжими, без постоянной регистрации по месту жительства в нашем городе. Как рассказала заведующий отделом опеки и попечительства городского округа Реутов Эвелина Поспелова, семьи с детьми, постоянно проживающие в Реутове, если они попадают в трудную жизненную ситуацию, оказываются в центре внимания не только органов опеки. В рамках межведомственного взаимодействия огромную работу с ними проводят также комиссия по делам несовершеннолетних, службы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования. Это позволяет вовремя выявлять многие острые проблемы и помогать их решать таким семьям.