Новости / история
«Вторая казарма» и другие картины самодеятельного художника из Реутова
26.02.2019 в 12:50
1671 0
Автор: Зинаида Гейдельман

Житель Реутова Александр Карпухин создал три картины с видами любимых улиц и зданий города времён его детства.

Родился Александр в далёком теперь 1955 году, жил во второй фабричной казарме. Одно из его произведений, выполненное в смешанной технике – на грани живописи и декоративно-прикладного искусства, так и называется – «Вторая казарма». На ещё одной картине изображена исчезнувшая усадьба князя Маслова «Ковчег», на третьей – окрестности нынешней Парковой улицы в те времена, когда вместо современных высоток на ней стояли малоэтажные общежития, получившие в народе название «посольства», и детский сад довоенной постройки.

Над каждой из работ Карпухин трудился не один месяц, в каждое творение вложил душу, тепло воспоминаний, собственные исследования в области краеведения, килограммы подручных материалов – пластилина, медной и обычной проволоки, клея ПВА, горы опилок и стружки, собранных ради поделок в металлоремонтных мастерских. Особенность этих картин ещё и в том, что в них можно не только всматриваться, но и изучать на ощупь: каждый кирпичик зданий, фонари и другие детали на этих полотнах объёмные. Обо всём, что с лупой в руках он мастерил и прорисовывал с ювелирной точностью, Александр может рассказывать часами.

Итак, картина первая – «Вторая казарма». На ней мы видим собственно казарму, или «Спальню», как называли её раньше, памятник Ленину в центре сквера… Художник охотно раскрывает не бросающиеся в глаза, но важные нюансы. Один из них, например, в том, что скульптура вождя несколько отличается от нынешней версии.

– Я изобразил памятник таким, каким он был раньше, – говорит Карпухин. – Видите, пятка у Ильича немного приподнята, а сейчас этого уже нет. Вообще, на моей памяти этот памятник изменялся целых четыре раза.

Как рассказал Александр Викторович, во второй половине 60-х годов ХХ века после ремонта стоявшему в сквере у казармы Ленину водрузили на голову кепку, а также сменили его пиджак на плащ. Правда, потом памятнику снова вернули первоначальный вид. Цвет скульптуры Ильича тоже не раз менялся, а постамент памятника одно время был облицован плиткой. Вдоль дорожки в сквере стояли большие вазоны-цветники, а ещё перед казармой росло много деревьев, на одном из них была подвешена «тарзанка», на которой каталась детвора. Всё это, если приглядитесь внимательно, вы найдёте на картине. А ещё Карпухин припомнил, как однажды буквально за один день преобразилась ухабистая до той поры дорожка к пруду: потом выяснилось, что так молниеносно её привели в порядок к приезду в Реутов Никиты Сергеевича Хрущёва.

Справа от казармы мы видим на картине сараи-балаганы и повозку с лошадью.

– На лошади приезжал старьёвщик, – рассказывает Карпухин, – он привозил игрушки, например, детские пистолеты с пистонами или мячи на резинке, которые обменивал на ненужные старые вещи. А ещё правее изображён стол, где вечерами старики играли в домино и карты.

О быте в казарме Александр тоже рассказал много интересного. Он жил на третьем этаже.

– Почему-то везде пишут, что каморки имели площадь восемь квадратных метров, а они на самом деле были больше, от десяти до одиннадцати квадратных метров, было и двухкомнатное жильё – для больших семей, – говорит он и добавляет, что собрал чертежи планировок помещений в нескольких казармах, подробно расписав, что и где располагалось в них по этажам. Скажем, на первом, точнее полуцокольном этаже второй казармы, где сейчас расположен центр госуслуг «Мои документы», в годы его детства был «глагольчик». Так называли пространство с несколькими столами и печами для приготовления пищи. Здесь постоянно собирались женщины-хозяйки, они любили поговорить – поглаголить, пока готовится еда. Детей эта общественная кухня тоже очень к себе манила, особенно когда кто-нибудь из женщин пёк пироги.

– Маленьким позволяли угощаться и выпечкой, и овощами, – вспоминает Карпухин. – Мы забегали в «глагольчик», с разрешения брали по морковке, горячему пирожку или кусочку запеканки, и в этом нам никто никогда не отказывал.

По словам Александра, детвора была горазда на выдумки. Например, зарифмовали годы постройки общежития и со словами «Пятьдесят восемь – половину просим!» – выцыганивали у стариков-доминошников мелочь на мороженое. Между прочим, во всех книгах по истории города писали, что здание этой казармы введено в строй в 1866 году, однако в коридоре, ведущем в «глагольчик», под самым потолком из кирпича были выложены цифры «1858», отсюда и родилась ребячья присказка для охоты за копеечкой.

– А вот видите, с торца казармы до самой крыши две лестницы? Я сделал их из проволоки, – Карпухин показывает, куда смотреть. – Мы по этим лестницам залезали под крышу и ловили голубей, а потом запекали в листве и глине, курица-то стоила дорого! У многих мальчишек были тогда трофейные немецкие фонари. Кто-то один из нас ослеплял птиц ярким светом, а другой подкрадывался сзади и накидывал на добычу мешок из-под картошки. И, кстати, о глине. Её в округе было много, говорят даже, в черте Реутова когда-то действовал кирпичный завод, но я уверен, что это выдумка. Я увлёкся этим вопросом и по всему городу собирал старые кирпичи, и замечу, что все они были с разными клеймами или вовсе без них. В первой и второй казармах ни одного кирпича с клеймом лично я не нашёл, а вот в третьей и пятой они есть. Кроме того, расспрашивал старожилов: никто даже из числа их родственников никогда не работал на кирпичном заводе рядом с домом. Так что думаю, что и завода такого у нас никогда не было. Скорее всего, кирпичи для строительства фабричных казарм откуда-то привозили, для этого фабриканты в своё время держали достаточно большой конный двор. По моим прикидкам, для постройки самой первой казармы потребовалось свыше двух с половиной миллионов штук кирпича. Рассчитал я это по старым чертежам и толщине основных стен здания. И толщина этих стен, замечу вам, была солидной – девяносто три сантиметра.

Завершая рассказ о картине «Вторая казарма», Карпухин вернулся к воспоминаниям о памятнике Ленину и сообщил, что были и курьёзы, связанные с этим местом. В период «сухого закона», который объявил в стране Михаил Горбачёв, сквер с памятником Ленину притягивал к себе ещё и тех, кто из-за ограничительных мер не мог купить спиртное в фабричном магазине. В те годы барыги с самого утра ставили за скульптурой вождя сумки с вином или водкой и тайком продавали. Интересно, что достаточно долго у сотрудников милиции такие мужские собрания возле памятника особых подозрений не вызывали.

О картинах Александра Карпухина с «Ковчегом» и Парковой улицей мы расскажем в другой раз.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Изобретариум Наука ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ПосадиСвоеДерево ЗАГС Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров
< >