Уже много лет подряд я приезжаю в Крым в бархатный сезон, причём даже не в первой декаде сентября, а ближе к концу месяца. По моему глубокому убеждению, это самое лучшее время для отдыха: жара уже прошла, а тепло и солнышко остались, вода в море приятно бодрящая, — можно купаться, загорать, есть виноград и инжир, пить шампанское, наслаждаться тишиной и восхитительным безлюдьем. Неслучайно и в дореформенной России именно осенью на южный берег Крыма съезжалась вся столичная аристократия. А уж эта-то публика понимала толк в отдыхе!
Собственно, всё так и было до нынешнего революционно-карантинного сезона, перевернувшего все устоявшиеся представления о том, кто и когда отдыхает. И понятно, что главный виновник всему — злосчастный коронавирус, который весной запер всех нас по домам, лишил доступа к пляжам Греции, Испании, Италии и украл два полноценных отпускных месяца. А потому крымская осень 2020 года — никакой не бархатный сезон, а прямое продолжение лета, настоящий туристический бум, второй август — очень знойный и многолюдный.
Кстати, по поводу зноя, местные старожилы утверждают, что на их памяти такого жаркого сентября, чтобы каждый день +27…+29 °С и вода +23–24 °С, ещё не было. Что ж, природные аномалии тут как лыко в строку: сухая бесснежная зима сменилась ранней тёплой весной, а затем крайне засушливым летом, когда за три месяца выпал всего один полноценный дождь. Да и в сентябре он пролился лишь однажды.
А если нет дождей, то море тёплое и на удивление чистое. Хотя СМИ нас регулярно пугают: дескать, канализационная система Крыма изношена на 99% со всеми вытекающими из этого последствиями. Спорить не буду, не знаю и, честно говоря, не хочу знать, могу только засвидетельствовать, что вода прозрачная, чистая и купаться очень комфортно. Другое дело, что купальщиков в море много, наверное, вчетверо больше, чем обычно.
И вообще слово «много» лучше всего подходит нынешнему сезону: много автомобилей со всех частей России и на трассе, и вдоль пляжей, где много загорающих, много посетителей в кафе, много гуляющих в парках и экскурсантов музеях.
Перед кассами в Ливадийский дворец вьётся длинная очередь. Экскурсионные группы проходят каждые 20 минут. Музейные смотрители старательно протирают двери и перила антисептиками. Кто-то из туристов в масках, другие — нет. И какая уж тут социальная дистанция! Пожалуй, рассредоточиться можно только в парке или на Царской тропе. В Воронцовском дворце аналогичная картина: посетители толпятся у входа. Их делят, группируют, разводят по разным залам. Всюду стоят санитайзеры, но какой в них толк? Люди приехали отдыхать, а на отдыхе не хочется думать про эпидемии и болезни.
«От свежего крымского воздуха обостряются вкусовые ощущения. Здесь всё вкуснее! — с улыбкой говорит женщина в панаме, стоящая у овощного лотка и тщательно выбирающая помидоры. — Это Будёновские, так сорт называется. Я их обожаю! Особенно с местной джанкойской сметанкой!».
Что ж, дамочка права — Джанкойский молочный комбинат ещё со времен СССР пользуется заслуженной славой. И, конечно, фруктово-овощные лотки радуют глаз. Крымская ремонтантная клубника, белый инжир, персики, виноград, айва, которая в этом году особенно уродилась.
На углу у раздаточного окошка очередь. Навынос продают чебуреки и янтыки (это, если в печи и без масла): с мясом, сыром, брынзой, помидором, зеленью. Так уж сложилось, что чебурек — это местный гастрономический символ. И хотя в соцсетях многие жалуются на то, что мяса внутри маловато, очередь всё равно стоит.
Справедливости ради надо признать, что далеко не все местные кафе оказались готовы к такому сумасшедшему валу туристов, тем более осенью, поэтому кое-кто и не дожаривает, и не докладывает, и долго обслуживает. Понятно, местный общепит, работающий по принципу сезонности, не дорос до столичного уровня. Ведь основная часть заведений в зимнее время закрывается, а найти к лету квалифицированный персонал — большая проблема.
В сущности, с кадрами в Крыму всегда было напряжённо. Так уж исторически сложилось, что жители побережья, поголовно живущие от сдачи койко-комнат для отдыхающих, ко всякой прочей работе относятся без энтузиазма. Солнце, море, в саду что ни посади, всё само растет. Согласитесь, обстановка расслабляющая. И зачем, спрашивается, работать?
К тому же в маленьких курортных поселках молодёжи маловато — выросшие здесь дети, как правило, покидают родные места, уезжают учиться в Севастополь, Симферополь и там остаются.
Впрочем, я отвлеклась и забыла рассказать о главном: сколько стоит нынче отдохнуть на южном береге Крыма. Так вот, сентябрьские цены на проживание вопреки ожиданиям оказались вполне приемлемыми.
В скромном пансионате одноместный номер в щитовом домике в шаговой доступности от моря, с удобствами, кухней, ТВ и неортопедическим матрасом в сентябре был доступен за 2 тысячи рублей в сутки, в октябре — за 1,5 тысячи. В нескромном санатории класса 4 звезды с обильным питанием, одной оздоровительной процедурой и комфортным собственным пляжем стоимость одноместного номера в сентябре варьировала от 5 до 7 тысяч, двухместного — от 9 до 10 тыс. В частном секторе сентябрьские цены практически не отличались от прошлого года. За комнату с верандой или отдельный домик в саду хозяева объявляли от 800 до 1500 рублей, но это, когда свежий ремонт, аккуратный садик и до моря 10–15 минут пешком.
Обед в столовой (к слову, в курортных столовых качество питания подчас ничуть не хуже, чем в кафе) стоил 500–600 рублей. За ужин в кафе с национальной кухней посетители платили уже по 1200–1500 рублей. Ну, а в ресторанах на набережной Ялты цены давно сравнялись с московскими: чашка кофе — 250–300 рублей, чайник чая — 350–400 рублей.
Полагаю, что и поклонников крымских вин: сухих, сладких, игристых, портвейнов и хересов, — стоимость продукции нисколько не удивила. Ценник примерно такой же, как в Москве и в Подмосковье.
А вот что действительно резко подорожало в этом сезоне, так это такси. И если на дальних маршрутах (аэропорт–Ялта, Ялта–Севастополь) цена поднялась в среднем на 10–15%, то стоимость внутригородских поездок возросла практически вдвое. От вала заказов официальные транспортные компании, тариф у которых оставался в рамкам допустимого, просто задохнулись, а частникам дорога с пляжа до дома (надо учесть, что в курортных городках это, как правило, крутой подъём в гору под палящим солнцем) вместо 200 рублей обходилась в 350–400 да ещё с уговорами! Да, любезность у местных таксистов в дефиците.
Но как бы то ни было отдыхать всегда лучше, чем работать. И хочется надеяться, что необычная крымская осень этого года, подарившая нам ещё полтора полноценных месяца для отдыха: когда и загар, и купание, и прогулки, и витамины, — оставит о себе хорошие воспоминания.
Мария Очаковская