Реутовчанин Алексей Кондрахов – известный актёр театра и кино, лауреат фестиваля «Золотая маска» и премии «Скрипач на крыше», которая вручается в Кремле, преподаватель, режиссёр. Сегодня он активно снимается в кино, играет в театре, а также преподаёт театральное мастерство детям и представителям «серебряного возраста». Мы поговорили с ним о роли «злодея в жизни общества», новых постановках и о том, что такое театральная сцена для настоящего актёра.
Любой человек может развить в себе актёрский талант, главное – желание
Выпускник Орловского государственного института искусств и культуры, Алексей переехал в Реутов сравнительно недавно, в 2014 году, и за это время успел поделиться знаниями со многими любителями театра и сцены.
– В филиале Подростково-молодёжного центра «Парус» я веду театральную студию «Крылья», в которой занимаются детишки от шести лет, – рассказывает он. – Была группа от четырнадцати и старше, но почему-то подростки не проявили особого интереса. Гаджеты поглощают всё их свободное время. В апреле этого года в Министерстве социальной защиты Подмосковья мне предложили открыть студию в клубе «Активное долголетие», и вот здесь представители «серебряного возраста» не подвели, оправдали название своего клуба и оказались самыми активными. Надо сказать, что на занятиях мои ученики осваивают не только основы сценического мастерства, но и снимают зажимы в теле, учатся преодолевать страх публичных выступлений, развивают коммуникативные качества. Последнее особенно важно, на мой взгляд, для детей, подростков. Они практически разучились общаться между собой. С помощью пластических этюдов, уроков сценической речи, отработки актёрского мастерства мы постепенно выходим на новый уровень – ставим спектакли (у нас их уже три), становимся звёздами. У меня разработана личная игровая методика театральной педагогики, с помощью которой любой человек может раскрыть в себе актёрский талант. Главное, было бы желание!
К мечте я шёл напрямую…
Алексей рассказывает, что он сам «заболел» актёрством с детства. Участвовал во всех детсадовских утренниках, в школе сразу записался в театральный кружок… Не мыслил себя вне сцены. А вот у родителей планы на него были совсем другие.
– Я родился в Калужской области, напротив Двины. И мой отец всегда мечтал, чтобы я пошёл в мореходку, для этого были все предпосылки. Но я, нет, решил идти к своей мечте напрямую – уехал в Орёл сдавать экзамены «на артиста». И уже будучи студентом второго курса, вышел на театральные подмостки в мюзикле «Вестсайдская история».
За последующие одиннадцать лет работы в Орловском государственном театре для детей и молодёжи «Свободное пространство» Алексей сыграл множество интересных и ярких ролей в таких нашумевших мюзиклах, как «Алые паруса», «Ромео и Джульетта» и других. Сегодня за его плечами более двадцати пяти ролей в кино и тридцати – в театре. На данный момент он служит в «Театре Луны», готовится к новому сезону.
– Под руководством народного артиста России Сергея Проханова я выхожу на сцену с 2014 года, – рассказывает Алексей. – Задействован в трёх основных спектаклях. Кроме того, выступаю с антрепризами, езжу с ними по всей России. Но, честно признаться, сейчас большая часть времени отдана кино. Я много снимаюсь в кино, сериалах.
Мой конь признавал только меня
– Вот в настоящий момент идут съёмки сериала (названия пока сказать не могу – тайна), где я играю одну из главных ролей. Причём – злодея! До этого у меня был опыт воплощения в основном в положительных личностей, ну, или благородных злодеев. А тут прямо злодей-злодей. Вообще, очень интересно сыграть так, чтобы никто до последнего не мог догадаться, кто главный злодей, – держать интригу, отводить от себя подозрения, балансируя на тонкой грани добра и зла. Пожалуй, одной из моих самых любимых последних ролей я бы назвал многосерийный художественный фильм «Гроздья винограда». На протяжении двадцати четырёх серий я проживаю жизнь казака Николая Портнова с семнадцати до сорока трёх лет. В сериале переплелось всё: и дружба, и любовь, и предательство. Сталинские времена, вырубка виноградников, борьба за выживание… Пришлось выполнять много трюков, в том числе постоянно ездить на лошадях. Если сказать, что я очень боялся лошадей – ничего не сказать. А мне пришлось за пять дней научиться скакать на лошади так, как будто я с детства этим занимался. Некоторые учатся годами тому, чему меня обучили меньше чем за неделю. Никто не верил потом. Но была хорошая мотивация – участие в сериале! Ради съёмок я готов на многое. Вставал в шесть утра, шёл лошадей кормить. Чтобы привыкали. Нельзя было ничем душиться – чтобы меня сразу узнавали. Однажды на площадке произошёл случай: мой конь должен был с каскадёром проделать сложный трюк – перепрыгнуть через препятствие. А он, раз, и ни в какую. Не хочет с ним. Другой казак подошёл: со мной, мол, давай! Нет. Что делать? Сидим на съёмочной площадке – час, другой, четвёртый пошёл. Тут я не выдержал, говорю: «Давайте я попробую!». А нам, актёрам, это строго запрещается: вдруг что-то случится – весь процесс тогда затормозится. Но мне разрешили, ситуация-то безвыходная. И я – оп! – с первого дубля сделал трюк. Так мне конь стал доверять. Это дорогого стоит.
Кстати говоря, Алексей входит в уникальную пятёрку российских мастеров, которые владеют жанром «балансирование на лезвии ножа». Он признаётся, что в своё время, когда с деньгами в театре было слабовато, этот навык давал ему неплохой заработок.
– Если это объяснить простым языком, то я держу разные предметы на острие ножа. Нож в зубах – и на его тонком клинке я собираю на глазах у зрителей различные вещи, например – пирамиду из бокалов. Пока в кино мои навыки не пригодились, но какие мои годы. Жизнь кипит, не стоит на месте. Во время съёмок всегда происходит что-то интересное, запоминающееся. Порой не всегда приятное для организма. До сих пор помню, как на съёмках фильма «Королева игры» в Питере мы доснимали летние сцены 1 декабря. Ну что делать? Мы с моей партнёршей Надеждой Бахтиной оделись в летнюю одежду: я – в лёгкую рубашечку, она – в коротенькое платьице. И всё это почти в минус 20 градусов! Улыбнулись грустно друг другу и стали играть свидание на берегу Невы «знойным летним вечером». Газон перед нами зелёный, тоже «летний», положили. И режиссёр командует: «Главное, следите, чтобы пар изо рта не шёл!». Только прозвучит «Стоп, снято!» – на нас пуховики накидывают, кофе горячий, а рабочие за нашими спинами с воды лёд наплывающий отгоняют…
Наша работа, как говорится, и опасна, и сложна. Кстати, у меня много ролей, связанных с органами внутренних дел. Так, сразу после съёмок фильма «Окончательный вердикт» для телеканала НТВ я играл помощника адвоката. И многие люди стали воспринимать меня именно так – что именно я что-то расследую, занимаюсь судебными тяжбами, реально помогаю восстанавливать справедливость. С этим связано немало курьёзных случаев.
Так, после съёмок очередной серии я решил уехать под Ростов, порыбачить, отдохнуть. Сижу рано утром, в шесть утра, – наслаждаюсь тишиной и покоем, вдруг сзади: «Здрасьте! Вы же Фёдор Рокотов?». Надо мной нависает дама почтенного возраста, с супругом. «А что это вы тут делаете?» – спрашивает меня. «Рыбачу…» – «Ой, не буду вам мешать, у меня только один вопрос…» – начинает она и больше двадцати минут подробно рассказывает мне про судьбу одной её приятельницы, у которой сын попал в щекотливую ситуацию. «А не могли бы вы мне помочь, раз уж мы так отлично встретились?» – подытоживает она в конце речи. Мне даже неудобно стало, почувствовал, что как-то обманываю её в надеждах на справедливость. Но делать нечего, признался, что я – актёр, а сериал – замысел режиссёра и более ничего. Не поверила она мне. Обиделась всё-таки. Потом ещё долго за спиной они с мужем меня обсуждали… Но это, опять же, говорит о том, что я своей цели добился. Мой герой воспринимается как живой, реальный. Это ли не успех?
Кино и театр
Алексей говорит, что всегда разделяет жизнь на сцене, в кадре и «в жизни».
– Это разные вещи, и я никогда не заигрываюсь, не играю в обычной жизни. Стараюсь быть искренним, таким, какой я есть с рождения.
При всей любви к кино он всё же признаётся, что, конечно, без театра актёра просто быть не может.
– «Актёрский аппарат» без постоянной подпитки театральной сценой не «дышит». Для меня это настоящий «наркотик», я задыхаюсь без ролей. Помню, как в 2009 году, окончив Международную театральную школу под руководством Калягина, на время ушёл из театра – решил стать исключительно киноактёром, но не смог. Через пару лет сцена вернула. Вообще, надо добавить, что в профессию актёра идут люди, которые чётко понимают, что их ждёт, какая это порой тяжёлая, на износ, работа. Но благодарная, ответная! Для нашего дорогого зрителя!
Татьяна Белая