В реутовском клубе «Активное долголетие» развиваются различные направления психологической поддержки и самосовершенствования. Эти занятия неизменно вызывают большой интерес у членов клуба.
Одно из таких направлений — киноклуб по развитию эмоционального интеллекта. После просмотра фильмов участники встречи рассказывают о своих эмоциональных реакциях и делятся впечатлениями об увиденном. С помощью ведущих клуба — Татьяны Васильевой и Александра Абрамова — они учатся распознавать и находить слова, наиболее полно выражающие оттенки эмоционального состояния во время просмотра. Очень важно при этом не только сформулировать и выразить свои чувства, но и услышать, понять мнение других людей, с уважением отнестись к нему, даже если оно не совпадает с твоим. Это помогает развить очень важный навык — взглянуть на предлагаемую тему с разных точек зрения.
На одном из недавних заседаний киноклуба к просмотру было предложено два короткометражных фильма: французская комедия «Трапезницы» и мультфильм «Печенюшки». В «Трапезницах» не было произнесено ни единого слова, однако все прекрасно считывалось по выражению лиц, мимолетным жестам и гримаскам, сидящих за обеденным столом монахинь. Это была такая гамма чувств, эмоций, что их можно было не только легко понять, но с большой долей уверенности представить дальнейшее развитие конфликтных, враждебных отношений среди этих «невест Христовых».
Мультфильм «Печенюшки», несмотря на забавную коллизию, тоже навел на глубокие размышления. Печенюшки, которые бабулька с боем вырвала у автомата, не желающего отдавать ее покупку, стал бодро лопать паренек в наушниках, рядом с которым она села на лавочку в ожидании своего поезда. На бабушкины вопли он не обращал внимания, так как слушал что-то громко-ритмичное, а последнюю печенюшку даже великодушно разломил пополам. И только в поезде бабуля поняла, что это она ела печенюшки паренька, а не он — её. Много эмоций у членов киноклуба вызвал этот мультфильм, но, пожалуй, основное, в чем они сошлись — очень важно изначально думать о людях хорошо, не поддаваться стереотипам.
Такие обсуждения очень важны и полезны для развития нашей эмоциональной сферы, помогают лучше понимать себя, точнее выражать свои чувства, комфортно и безопасно выстраивать отношения с окружающими. Встречи в киноклубе проходят в музейно-выставочном центре ул. Победы, 2.
Ещё одно направление по развитию психологической самопомощи — нейрографика. Такое занятие недавно провела психолог Нина Ивановна Столярова на Дзержинского, 5. Нейрографика — это один из способов взаимодействия с собой, своим психическим состоянием. Через рисунок она обеспечивает доступ к внутреннему «я» и помогает выразить отношение к проблеме. Любое действие, коммуникация строится через нейронные связи, когда мы рисуем, то выражаем эти нейронные связи на листе бумаги. С помощью этого, научно обоснованного метода, можно проработать любую, волнующую человека, проблему.
Под руководством психолога участники встречи попробовали нарисовать алгоритм на снятие тревожности, паники и стресса «Я в домике». Нина Ивановна объяснила и показала, какие основные фигуры используются в нейрографике, как правильно их нужно расположить, выполнить и закрасить. В нейрографическом рисунке линии, композиция и цвет имеют определенный смысл. Это — своего рода символы, зашифрованные подсознанием рисующего. Развивая их в процессе рисования, человек ищет решение своей проблемы, таким образом организуя, упорядочивая свое мышление на сознательном уровне.
Нейрографика помогает связать рациональное с иррациональным, позволяет с помощью простых геометрических фигур и линий выразить свои переживания, конфликты, острую проблему. Но самое важное — не просто их выразить, а трансформировать в позитив, найти решение, которое может прийти в виде озарения, инсайта, вдохновения.
Ирина Онучина
Фото: Т. Васильевой и автора.