Выходные дни – возможность узнать что-то новое, побывать там, где ещё не были. Известная писательница, постоянный автор «ПроРеутова» Мария Очаковская предлагает побывать в гостях у Голицыных, в парке и залах старинной подмосковной усадьбы Вязёмы.
У одной из моих давних школьных подруг день рождения приходится на середину лета, в самый разгар московской жары и духоты. Обычно в этот день мы большой дружной компанией собирались у неё на даче.
Представьте: Подмосковье, старый дом, тихий сад, на поляне — стол с яствами и напитками, ненавязчивая музыка, от мангала вьётся ароматный дымок… Всё, казалось бы, прекрасно, но, если много лет подряд одно и то же, — уже нехорошо и надоело. И в этом году именинница категорически заявила, что будет отмечать праздник по-новому. Дескать, поедем за город, но не на дачу, а… в музей, в усадьбу Вязёмы — «в гости» к Голицыным. А ещё добавила, что корзины для пикника уже собрала.
На официальном сайте музея-заповедника, куда я на всякий случай заглянула, нам обещали тишину, свежий воздух, тенистые аллеи регулярного парка, живописный пруд с причалом и лодочками, партерный газон, розарий, 18 залов богатой дворянской усадьбы XVIII–XIX веков и ещё много всего. Согласитесь, звучит неплохо. Забегая вперед, хочу сказать: всё, обещанное на сайте, оказалось чистой правдой, и мы вернулись в Москву в полном восторге. Досадно только, что задержаться на денёк-другой в этом «Голицынском раю» нельзя никак.
Однако, для тех, кто не слышал и не бывал, начну рассказ по порядку.
Вязёмы — место историческое, оно известно ещё со времён Ивана Грозного. Тогда все путники, следующие в столицу по Большой Смоленской дороге, находили здесь стол, кров и свежих лошадей. Как-никак последняя станция перед Москвой.
В 1584 году обширные земли, прилегающие к Смоленскому тракту, были подарены царём Фёдором Иоанновичем своему шурину Борису Годунову. А тот, не мешкая, затеял здесь большое строительство. Построил и церковь со звонницей, и деревянный загородный дворец, и крепостной вал с башнями, и конюшенный двор, и мост через речку, и плотину. Основательно устраивался… Но не вышло…
После смерти Годунова зимой 1606 года в его дворце разместился Лжедмитрий I: пировал и устраивал потешные баталии, — а весной того же года, спеша к жениху в Москву, здесь проездом побывала Марина Мнишек. В Смутное время в Вязёмах останавливались и пировали все кому не лень: поляки, русские, отряды Сапеги, стрельцы Шуйского, банды Болотникова. Немудрено, что деревянный дворец сгорел, а вот нарядная Троицкая церковь (классический пример русского зодчества XVI века) и звонница при ней сохранились. В середине XVII века сюда частенько наведывался богомольный царь Алексей Михайлович Тишайший.
А в 1694 году в благодарность за преданность молодой царь Пётр I подарил эту усадьбу своему воспитателю и советнику Борису Голицыну, не изменившему ему даже в годы опалы при самодержице Софье. Борис Алексеевич был крупным землевладельцем: помимо Вязём, ему принадлежало ещё около 20 вотчин — впрочем, и наследников у него было немало: трое сыновей и семь дочерей. Примечательно, что за последующие двести с лишним лет, вплоть до 1917 года, усадьба находилась только в собственности членов семьи Голицыных. К слову, их род среди русского дворянства был самым многочисленным.
В конце XVIII века правнук Голицына Первого князь Николай Михайлович, выйдя в отставку после многолетней военной службы, начал в Вязёмах масштабное строительство. Это ему мы обязаны появлением дворцово-паркового ансамбля, вопреки катаклизмам истории сохранившегося до наших дней. Двухэтажный дворец в сдержанном «петровском стиле», два флигеля, три парковые аллеи, парадный партер с цветниками — и всё это ныне содержится в идеальном состоянии. Одна из аллей, сделав плавный поворот, ведёт к пруду с маленьким причалом, где есть прокат лодок и мимо которого мы, конечно, пройти не смогли.
Отмечу, что в будний день усадьба встретила нас восхитительным безлюдьем. Лично у меня после прогулки по парку и осмотра Голицынского дома сложилось впечатление, будто бы мы и в самом деле оказались здесь в гостях.
Представьте, в парадной столовой, где когда-то изысканными яствами кормили Павла I, был накрыт стол персон на семь-восемь. Белая скатерть, дорогие фарфоровые тарелки, супницы, фруктовницы, вазы с цветами, бронзовые канделябры… Всё как-то не по музейному — обжито, дорого, со вкусом, не пафосно. В малой гостиной, обставленной чудесной мебелью красного дерева, висят два портрета. На них — знаменитая Наталья Петровна Голицына в разные годы, та самая старая графиня из Пушкинской «Пиковой дамы», с которой он её писал. Она часто сюда приезжала, когда имение перешло по наследству одному из её сыновей.
Отметим, что красавицей Наталья Петровна не была: даже в молодости имела непривлекательную внешность, а к старости обзавелась внушительными седыми усами, за что в свете её прозвали «усатой феей». На портрете, понятно, усов не нарисовали. Говорят, нрав у Пиковой дамы был такой крутой, что её давно повзрослевший сын, хозяин усадьбы, участник войны 1812 года, генерал Дмитрий Владимирович Голицын, побаивался матушки и не осмеливался перечить ей. Его портрет висит в библиотеке. Там же представлена целая галерея героев войны 1812 года, в центре которой М. И. Кутузов. Он останавливался в Вязёмах после Бородинского сражения, возвращаясь в Москву. Кроме того, в усадьбе оказывали медицинскую помощь смертельно раненому князю Багратиону. После ухода русских войск, по иронии судьбы, в Голицынское имение заехали французы, — Наполеон и его штаб. Надо отметить, что усадьбу они не сильно разорили. Возможно, потому что и Наполеон, и Голицын были масонами. А у них свой кодекс… Неприятно, конечно, но хотя бы в этом случае масонство принесло пользу.
Вообразите, сохранилось даже кое-что из собственной голицынской обстановки. Хотя основной массив предметов мебели музей либо закупал, либо получал в дар от организаций и частных лиц. Мебель самая разная, старинная, аутентичная эпохе XVIII–XIX веков, из карельской березы, из красного дерева, с золочением и с элементами маркетри… Кресла, козетки, бюро, секретеры, будуарные столики с потайными ящичками, ширмы, консоли, детские кроватки… К слову, детская с антикварным кукольным домиком, кукольной мебелью, обстановкой, крошечной посудой и платьями производит особое впечатление.
Сколько же времени, сил, терпения, труда, знаний и средств потребовалось, чтобы воссоздать такую чудесную детскую комнату, или, допустим, музыкальный салон, где на пюпитре рояля стоят ноты романса, написанного одним из Голицыных, или разбить роскошные клумбы посреди идеального партерного газона!? Вопрос, разумеется, риторический.
После визита в главный усадебный дом мы зашли в Троицкий храм — уютный, ухоженный, умиротворяющий, подали записки о здравии нашей именинницы и помянули хозяев Голицыных, чьи имена запомнили. В маленькой чайной, органично вписавшейся в ландшафт старого парка, для порядка выпили чаю с булочками, а потом… со своими корзинками для пикника с комфортом устроились на лавочке недалеко от входа в усадьбу.
Хороший получился праздник в гостях у Голицыных. В следующий раз можно будет заглянуть к Шереметевым или к Юсуповым…