Известная писательница, постоянный автор нашей газеты рассказывает о рождественских праздничных гуляниях.
«С утра, только кончилась Христова заутреня, на дворе уже слышались детские голоса, старательно, хоть и не совсем складно, выводившие: «Христос рождается, славите!». За первыми славщиками последовали другие… Взрослым певцам из поварни решётами выносили пироги и подносили пиво, малышам, сойдя с крыльца, сама боярыня раздавала печёных из крутого теста олешек, всадников и птиц… С вечера второго дня пошла коляда, кудесы, косматые фигуры в вывороченных шкурах, хухляки с рогами в расписных кожаных масках, потешные медведи-великаны… Скоморохи целое действо разыгрывали. А кругом визг, смех, шум…».
Так в романе «Марфа-посадница» писатель и этнограф Дмитрий Балашов описывает рождественские святочные гуляния, которые устраивали в Великом Новгороде в 1450–1460-е годах.
По словам историка, исследователя русского быта И. Забелина, праздник Светлого Рождества Христова был одним из самых весёлых на Руси и как никакой другой сопровождался великим множеством обычаев, обрядов и примет, при этом в каждом городе, губернии и волости существовало что-то своё, местное, отличное от других.
Поразительно, что в христианскую традицию воспоминания о рождении Спасителя мира изобретательные народные «режиссёры» привнесли много языческих обрядов, искоренить которые за истекшие тысячелетия церковь так и не смогла, а потому смирилась с ними.
В самом деле, разве можно представить настоящие Святки без пришедших ещё из дохристианских времён колядования, ряженых, без гадания.
Непосвящённым, наверное, надо объяснить, что Святками или Святыми вечерами называют дни веселья, торжества и празднования Рождества Христова, которые начинаются 7 января (25 декабря по старому стилю) и длятся 12 дней — по числу апостолов. Кроме того, традиционно на праздничный рождественский стол готовят 12 разных кушаний.
В прежние времена основу меню составляли разнообразные мясные блюда, так как зимой забивали скотину и птицу. Главным кушаньем на столе был запечённый гусь или утка, в дополнение к нему подавали свинину с кислой капустой или поросёнка с хреном, в числе холодных закусок — студни и рыбное заливное. Варили праздничные супы: рассольники, борщи, щи, царскую уху. Выпекали много мучных изделий: пироги-колядки, курники, кулебяки с потрошками, расстегаи с грибами, ржаные пироги с рыбой, сладкие ватрушки, сочники, козули (печенье в виде фигурок животных).
Кажется, всего так много, что и не съесть! Но не надо забывать, что Рождеству предшествует 40-дневный строгий пост, а в последние сутки — сочельник, в который ничего, кроме сочива (рис с изюмом и мёдом), даже в рот брать нельзя, не будем также забывать о славщиках, колядующих и о нищих, которых во все последующие дни праздника полагается угощать. И получается в самый раз!
А нам нынешним, избалованным, сытым, зачастую пресыщенным, трудно понять, каким был быт наших пращуров сто, двести или триста лет назад, когда тщательно, долго и с любовью приготовленная еда представлялась настоящим праздником.
И вновь обращаемся к книге Дмитрия Балашова «Марфа-посадница»:
«На святки девки гадали: лили воск и олово в воду, бегали в баню глядеть суженого, выкликали, пололи снег. У ворот окликали прохожих — какое имя скажет, так будут звать жениха».
Собственно, о традициях гадания писали многие классики. Именно о гадании, то есть об угадывании будущего по случайным, естественным явлениям и знакам, которое не надо путать с ворожбой, при которой используются враждебные силы, направленные на благо одних, но одновременно приносящие вред другим.
К примеру, Татьяна в романе «Евгений Онегин» гадает на воске:
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит…
По полученной растёкшейся на воде фигуре гадающая девушка должна была определить своё будущее, причём наибольшую роль здесь играет фантазия. Одни в бесформенных кусочках воска видят фигуру молодого человека или девушки, другие — кровать (болезнь), а некоторые — даже гроб и пр.
Должна признаться, что когда-то лично опробовала этот метод гадания. Застывшая на воде восковая фигура, напоминающая кошку, оказалась пророческой — вскоре у нас в доме появился котёнок.
У Василия Жуковского в балладе «Светлана» представлен целый спектр разнообразных способов гадания. Сначала главная героиня и её подруги «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросают». Считается, что носок упавшего башмачка указывает направление, откуда должен появиться будущий жених. Метод, на мой взгляд, малоэффективный — неслучайно, Светлана с подругами, не удовлетворившись его результатом, пробуют и другие способы гадания. Девушки слушают под окнами, в надежде услышать имя суженого, кормят курицу считанным зерном — для той, чьи зёрна курица склевала, будущий год будет счастливым. Далее они гадают над блюдом с водой, в которое каждая кладёт свои кольцо, перстень или серёжку.
В стихотворении Жуковский подробно объясняет, что и как они делают:
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой…
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны…
Под пение песен одна из гадающих наугад достаёт из-под платка первое попавшееся украшение. А слова из песни, которую в этот момент поют девушки, являются предсказанием для той, чьё украшение достали.
Далее, как мы знаем из стихотворения, подруги Светланы уходят и, оставшись одна, она пробует последний — самый верный, но и самый страшный вид гадания — с зеркалом.
В книге «Русский народ. Его обычаи, обряды и предания»» Иван Забелин детально описывает его, подчёркивая, что только самые смелые девушки решались на такое: ночью, в полном одиночестве и тишине сесть со свечой у зеркала (или между двух зеркал) и неотрывно глядеть на своё отражение — рядом с ним должно отобразиться видение. А уж каким оно будет… Ведь зеркало — предмет мистический! Однако вовремя произнесённые слова «Чур меня!» заставляют видение исчезнуть.
Будучи смелой девушкой, я тоже когда-то решилась заглянуть в зеркало: таращилась в него до рези в глазах, долго сидела, но ничего пригодного для толкования так и не высидела, только вспомнила рассказ А.П. Чехова. Там у него перед зеркалом уселся какой-то мелкий чиновник в надежде разглядеть лицо будущего столоначальника. Никакого лица он, как ни старался, не увидел, из чего заключил, что должность останется вакантной. Этот чудесный рассказ, называется «Гадальщики и гадальщицы».
Кто знает, возможно, и вам в грядущие праздничные дни придёт в голову опробовать какой-нибудь способ старинного русского гадания. А почему нет? Как-никак традиция.