С 30 июня по 24 августа в Музейно-выставочном центре Реутова проходит фотовыставка подмосковного проекта «Николай Андреев. Серпухов. Россия». Именно так, кратко и по делу, мастер пикториальной (живописной) фотографии Николай Платонович Андреев (1882–1947) подписывал свои работы. Родившийся и всю свою жизнь проживший в Серпухове, признанный основоположник отечественной фотографии, он был непревзойдённым мастером пикториального метода. Работы Андреева были отмечены золотыми медалями на выставках в Париже (1924 г.) и в Сарагосе (Испания, 1927 г.), несколькими серебряными медалями и дипломами в Канаде, Венгрии, Италии, Швейцарии, Бельгии. Андреевский стиль ценили и в России, и за границей, но сегодня это имя незаслуженно забыто.
Пейзажи средней полосы
На открытие выставки приехала внучка фотохудожника, куратор выставки Наталья Валентиновна Дурыгина. Работая в Серпуховском историко-художественном музее, она уже более 14 лет популяризирует проект передвижной выставки для сохранения богатого российского наследия Андреева. С 2012 года она несколько раз выставляла экспозицию в Москве, возила её в Тулу, Подольск, Чехов, Владимир, Калугу и Рязань. Сегодня все желающие могут увидеть самые выдающие работы мастера: пейзажи нашей средней полосы, сценки из крестьянской жизни и художественные портреты.
— По образованию я — физик, преподаватель, но ради того, чтобы сохранить память о своём деде, переквалифицировалась и пошла работать в музей, — признаётся Наталья Валентиновна. — Я посчитала несправедливым, что творчество Николая Платоновича незаслуженно забыто и мало людей знает, что такое пикториальная фотография. (Это направление появилось в конце XIX — начале XX века.) Зачастую на вернисажах от удивлённых посетителей я слышу: «Разве это фотография? Мы думали, что это графика или репродукция живописных работ». Всё дело в том, что важной частью пикториального искусства была нетрадиционная техника печати: пигментная, гуммиарабиковая, бромосеребряная, бромомасляная (бромойль) и т.п. Эти продуманные методы приводили к невероятному звучанию тона, многотональности и загадочной лёгкости изображений — фотография становилась похожа на живописное полотно.
Наталья Валентиновна отметила, что одним из любимых жанров, главных в творчестве Николая Андреева был пейзаж:
— Можно сказать, что он стал настоящим виртуозом в передаче времён года, чередовании света и тени. Здесь нет белого или чёрного, для гармонии композиции всё в полутонах.
Никаких художников в семье быть не может!
Судьба Николая Андреева достойна отельного описания. Родившись в зажиточной и уважаемой семье купца второй гильдии, он был обречён продолжать дело отца. Но пошёл против его воли. Николай с детства рисовал, мечтал стать художником. Отец же видел его, старшего сына (всего у Андреевых было 5 детей), продолжателем купеческой династии, безапелляционно заявив: «Никаких художников в семье быть не может!». Окончив реальное училище, Николай тайно сдал экзамены, поступил в Русское фотографическое общество в Москве и ушёл из дома. Постепенно творчество молодого фотографа заметили критики, его работы стали получать дипломы и первые места на выставках России и Европы. Кстати, один зал музейного пространства посвящён работам, отмеченным дипломами Русского фотографического общества.
— Его самая известная работа называется «Пряха». Для её создания Андреев использовал однолинзовую лупу, а чтобы показать пучок света, перед объективом пустил дым. А вот эта фотография «Закурил» очень понравилась художнику-передвижнику Владимиру Маковскому, который пришёл на выставку в Москве, — рассказала Наталья Валентиновна.
В 1914 году Николай Андреев женился на дочери известного в городе купца Варваре Николаевне Ворониной. Он помирился отцом и переехал в родительский двухэтажный особняк на 1-й Московской улице, а вскоре на нём появилась вывеска: «Фотоателье Н.П. Андреева».
Смерти не отдала….
В 1914 году Андреева мобилизовали на Первую мировую войну. Там он был серьёзно ранен, заболел тифом и был отправлен в Петербург. Получив это известие, Варвара Николаевна бросилась на поиски супруга. Она разыскала его в одном из госпиталей, вбежала в палату и увидала там пустую кровать… Как выяснилось, Николая отправили «к смертникам». Врачи пожимали плечами: «Прощайтесь! Доживёт ли до утра…». Но отдавать мужа смерти Варвара Николаевна не собиралась. Чудом она довезла умирающего мужа на перекладных до родного дома, смогла его выходить и поднять на ноги. Для Николая Варвара была не только женой, но и музой. Практически во всех работах угадывается её образ. Потом в семье родился первенец Валентин — будущий отец Натальи Дурыниной, а в 1921-м – Николай. Для Николая Платоновича начался «золотой период». Его таланту поклонялись в Европе, признавали и на родине. В 1929 году в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее состоялась его первая персональная выставка, на ней экспонировалось 180 работ.
Переозвучка ценностей
В это же время в стране происходила масштабная «переозвучка ценностей». К началу 1930-х годов художников пикториального метода посчитали буржуазным пережитком, для советского образа жизни неприемлемым. Тогда же власть взялась за борьбу с частной собственностью. Фотоателье Андреева сначала обложили налогами, а затем и вовсе сломали, описав имущество. В 1930 году ему запретили выставляться за рубежом, а в родовой дом стали подселять жильцов — уплотнять. Дом большой, а желающих много.
К тому времени супруга Андреева в 42 года скончалась от инсульта, попал в больницу и сам Николай Платонович. Вскоре семью Андреевых переселили в коммунальную квартиру на Советской улице, там, собственно, и родилась Наталья Дурынина. Оставшись без средств к существованию, Николай Платонович устроился на работу в Серпуховской филиал НИИ текстильной промышленности, занимался микрофотографией. Последняя выставка, в которой он участвовал, — фотосалон «Фокус», проходивший в октябре 1946 года в Амстердаме. В апреле 1947 года Николай Платонович умер…
— Дом, где он жил и работал, передали Серпуховскому историко-художественному музею, — рассказывает Наталья Валентиновна. — Теперь он одновременно является и фотоцентром, и мемориальным музеем Н.П. Андреева. В настоящее время он на реставрации.
Фото Ирины Зубаревой