Новости / Новости
Звучание оттенков бытия
01.08.2024 в 16:25
572 0
Автор: Татьяна Белая

С 30 июня по 24 августа в Музейно-выставочном центре Реутова проходит фотовыставка подмосковного проекта «Николай Андреев. Серпухов. Россия». Именно так, кратко и по делу, мастер пикториальной (живописной) фотографии Николай Платонович Андреев (1882–1947) подписывал свои работы. Родившийся и всю свою жизнь проживший в Серпухове, признанный основоположник отечественной фотографии, он был непревзойдённым мастером пикториального метода. Работы Андреева были отмечены золотыми медалями на выставках в Париже (1924 г.) и в Сарагосе (Испания, 1927 г.), несколькими серебряными медалями и дипломами в Канаде, Венгрии, Италии, Швейцарии, Бельгии. Андреевский стиль ценили и в России, и за границей, но сегодня это имя незаслуженно забыто.

Пейзажи средней полосы

На открытие выставки приехала внучка фотохудожника, куратор выставки Наталья Валентиновна Дурыгина. Работая в Серпуховском историко-художественном музее, она уже более 14 лет популяризирует проект передвижной выставки для сохранения богатого российского наследия Андреева. С 2012 года она несколько раз выставляла экспозицию в Москве, возила её в Тулу, Подольск, Чехов, Владимир, Калугу и Рязань. Сегодня все желающие могут увидеть самые выдающие работы мастера: пейзажи нашей средней полосы, сценки из крестьянской жизни и художественные портреты.

— По образованию я — физик, преподаватель, но ради того, чтобы сохранить память о своём деде, переквалифицировалась и пошла работать в музей, — признаётся Наталья Валентиновна. — Я посчитала несправедливым, что творчество Николая Платоновича незаслуженно забыто и мало людей знает, что такое пикториальная фотография. (Это направление появилось в конце XIX — начале XX века.) Зачастую на вернисажах от удивлённых посетителей я слышу: «Разве это фотография? Мы думали, что это графика или репродукция живописных работ». Всё дело в том, что важной частью пикториального искусства была нетрадиционная техника печати: пигментная, гуммиарабиковая, бромосеребряная, бромомасляная (бромойль) и т.п. Эти продуманные методы приводили к невероятному звучанию тона, многотональности и загадочной лёгкости изображений — фотография становилась похожа на живописное полотно.

Наталья Валентиновна отметила, что одним из любимых жанров, главных в творчестве Николая Андреева был пейзаж:

— Можно сказать, что он стал настоящим виртуозом в передаче времён года, чередовании света и тени. Здесь нет белого или чёрного, для гармонии композиции всё в полутонах.

Никаких художников в семье быть не может!

Судьба Николая Андреева достойна отельного описания. Родившись в зажиточной и уважаемой семье купца второй гильдии, он был обречён продолжать дело отца. Но пошёл против его воли. Николай с детства рисовал, мечтал стать художником. Отец же видел его, старшего сына (всего у Андреевых было 5 детей), продолжателем купеческой династии, безапелляционно заявив: «Никаких художников в семье быть не может!». Окончив реальное училище, Николай тайно сдал экзамены, поступил в Русское фотографическое общество в Москве и ушёл из дома. Постепенно творчество молодого фотографа заметили критики, его работы стали получать дипломы и первые места на выставках России и Европы. Кстати, один зал музейного пространства посвящён работам, отмеченным дипломами Русского фотографического общества.

— Его самая известная работа называется «Пряха». Для её создания Андреев использовал однолинзовую лупу, а чтобы показать пучок света, перед объективом пустил дым. А вот эта фотография «Закурил» очень понравилась художнику-передвижнику Владимиру Маковскому, который пришёл на выставку в Москве, — рассказала Наталья Валентиновна.

В 1914 году Николай Андреев женился на дочери известного в городе купца Варваре Николаевне Ворониной. Он помирился отцом и переехал в родительский двухэтажный особняк на 1-й Московской улице, а вскоре на нём появилась вывеска: «Фотоателье Н.П. Андреева».

Смерти не отдала….

В 1914 году Андреева мобилизовали на Первую мировую войну. Там он был серьёзно ранен, заболел тифом и был отправлен в Петербург. Получив это известие, Варвара Николаевна бросилась на поиски супруга. Она разыскала его в одном из госпиталей, вбежала в палату и увидала там пустую кровать… Как выяснилось, Николая отправили «к смертникам». Врачи пожимали плечами: «Прощайтесь! Доживёт ли до утра…». Но отдавать мужа смерти Варвара Николаевна не собиралась. Чудом она довезла умирающего мужа на перекладных до родного дома, смогла его выходить и поднять на ноги. Для Николая Варвара была не только женой, но и музой. Практически во всех работах угадывается её образ. Потом в семье родился первенец Валентин — будущий отец Натальи Дурыниной, а в 1921-м – Николай. Для Николая Платоновича начался «золотой период». Его таланту поклонялись в Европе, признавали и на родине. В 1929 году в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее состоялась его первая персональная выставка, на ней экспонировалось 180 работ.

Переозвучка ценностей

В это же время в стране происходила масштабная «переозвучка ценностей». К началу 1930-х годов художников пикториального метода посчитали буржуазным пережитком, для советского образа жизни неприемлемым. Тогда же власть взялась за борьбу с частной собственностью. Фотоателье Андреева сначала обложили налогами, а затем и вовсе сломали, описав имущество. В 1930 году ему запретили выставляться за рубежом, а в родовой дом стали подселять жильцов — уплотнять. Дом большой, а желающих много.

К тому времени супруга Андреева в 42 года скончалась от инсульта, попал в больницу и сам Николай Платонович. Вскоре семью Андреевых переселили в коммунальную квартиру на Советской улице, там, собственно, и родилась Наталья Дурынина. Оставшись без средств к существованию, Николай Платонович устроился на работу в Серпуховской филиал НИИ текстильной промышленности, занимался микрофотографией. Последняя выставка, в которой он участвовал, — фотосалон «Фокус», проходивший в октябре 1946 года в Амстердаме. В апреле 1947 года Николай Платонович умер…

— Дом, где он жил и работал, передали Серпуховскому историко-художественному музею, — рассказывает Наталья Валентиновна. — Теперь он одновременно является и фотоцентром, и мемориальным музеем Н.П. Андреева. В настоящее время он на реставрации.

 

Фото Ирины Зубаревой

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Изобретариум Наука ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ПосадиСвоеДерево ЗАГС Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров
< >