Новости / Новости
Консультации онлайн
13.03.2025 в 11:43
199 0
Автор: Владимир Очеретный

О применении новейших технологий в современной медицине наш корреспондент говорил с главным врачом ГБУЗ Московской области «Реутовская клиническая больница» Александром Алексеевым.

— Александр Генрихович, термин «телемедицина» относительно новый. У людей, которые его слышат впервые, телевизор соединяется с медициной, и первое, что может прийти на ум, — телепрограмма «Здоровье». Давайте разъясним нашим читателям, что это такое…
— Телемедицина — это дистанционное оказание врачебной помощи (от греческого «теле-» — далеко). Она развивается по двум направлениям: «врач–врач» и «врач–пациент». Первое — это помощь коллег. У нас есть пациент, ему поставлен диагноз, нужно получить второе мнение. Мы звоним коллегам — чаще в МОНИКИ (Московский областной научно-исследовательский институт им. М.Ф. Владимирского) или в федеральные центры и получаем дополнительную консультацию. Эта практика все больше входит в жизнь. Фактически по состоянию всех тяжелобольных, находящихся в реанимации, мы консультируемся с ведущими специалистами МОНИКИ. Есть сложные больные и в отделениях, по их лечению мы получаем консультацию главных и штатных специалистов Московской области. При необходимости подключаем федеральные центры — национальные медицинские центры имени академика Е.И. Чазова, имени А.Н. Бакулева и другие. Это, конечно, большое подспорье при получении качественной медицинской помощи. А в масштабе всей страны дистанционные консультации с коллегами особенно актуальны для удаленных населенных пунктов.
Кроме того, направление «врач–врач» в телемедицине активно используется для повышения квалификации медицинских работников в обучающих программах, лекциях, конференциях, семинарах. Эти мероприятия позволяют врачам расти профессионально.

— В чем преимущества направления «врач–пациент»?
— Оно стало активно развиваться во время пандемии COVID’а, когда всем рекомендовалось как можно меньше находиться в местах скопления людей, в том числе посещать медицинские учреждения, — во избежание перекрестного заражения. В это время количество обращений по телемедицинским платформам выросло в 10–15 раз. На примере Реутова: в 2020 году нами был создан телемедицинский центр, в нем работали 8 сотрудников, они дистанционно решали поступавшие вопросы. Особое внимание уделялось беременным женщинам, детям и пожилым людям. Это позволило оптимально маршрутизировать посещение терапевтов и педиатров, уберегло многих жителей от инфекции.
С окончанием пандемии телемедицинские практики получили дальнейшее развитие. Сейчас пациенту для получения информации необязательно приходить в поликлинику. Он может связаться с врачом наиболее удобным для себя способом: по телефону или видеосвязи либо написать в чат — и получить телемедицинскую консультацию (ТМК).
Например, человек прошел ежегодную диспансеризацию и хочет узнать ее результаты. Во время ТМК он получает все сведения непосредственно от врача и понимает, что ему делать дальше. Если он не попал в группу риска, может прийти через год на следующую диспансеризацию. Если что-то нашли, пациент с врачом определяют дальнейшие шаги. Иногда врач сам звонит пациенту: «Иван Иванович, вы прошли диспансеризацию. Готовы ли вы получить всю информацию на телемедицинской консультации?». Если пациент дает согласие, его записывают на определенное время. Сейчас 20% рабочего времени терапевта выделяется для ТМК — это значительно повышает доступность медицинских услуг, способствует их оперативному получению, экономит время и силы пациентов.
Кроме того, благодаря телемедицине пациент через Госуслуги может записаться на прием к нужному специалисту.
Очень востребована услуга дистанционного закрытия больничного листа — с ней сталкивается каждый работающий человек, временно утративший трудоспособность.
Есть у нас и хронические больные, которым из месяца в месяц выписывают один и тот же рецепт. Раньше для его продления каждый раз нужно было приходить на прием в поликлинику. Сейчас во время ТМК врач беседует с пациентом, расспрашивает о самочувствии и, если изменений нет, рецепт выписывает онлайн.
Или взять, к примеру, больных сахарным диабетом. Представим ситуацию: человек летом уехал на дачу. Ему устанавливают специальный прибор, который контролирует содержание сахара в крови. Показания передаются по Bluetooth’у родственникам. Если его самочувствие ухудшилось, родственники могут связаться с лечащим врачом, и тот определит, что нужно делать: вызвать скорую помощь или порекомендует конкретное лекарство.
О востребованности телемедицины говорит такой показатель: в 2024 году медицинскими учреждениями Реутова проведено 45,5 тысячи ТМК. Поэтому все телемедицинские возможности, новейшие разработки, включая искусственный интеллект, мы внедряем у себя.

— Как в медицинских учреждениях Реутова применяется искусственный интеллект (ИИ)? И насколько его использование оправдано?
— ИИ уже широко используется в диагностике — там, где нейросеть может оценивать изображение: флюорография, рентген, КТ, МРТ и т.д. Искусственный интеллект допускает погрешность 0,2%, человек — 3–4%. Поэтому в Москве эти виды диагностики уже полностью осуществляет ИИ. Мы пока используем ИИ в качестве помощника: врач может соглашаться или не соглашаться с заключением ИИ.
Также ИИ используется для голосового ввода информации — некоторым людям трудно печатать. Человек наговаривает текст, ИИ преобразует голос в слова и предложения.
С 3 марта в медицинских учреждениях Московской области стартовал проект для пациентов, получающих лекарственные препараты по льготным рецептам. Тем, у кого действие рецепта заканчивается, заблаговременно звонит робот Светлана и предлагает записаться на прием для его продления.

— Каковы перспективы применения ИИ в медицине? Каких прорывов нам еще ждать?
— Нейросеть все чаще выступает в качестве ассистента врача. Например, в Москве внедрена система поддержки принятия врачебных решений (СППВР). Как она действует? Например, человек в своем личном кабинете на Госуслугах записался на прием к врачу. Там есть специальная кнопка, ее можно нажать и описать свои недомогания (головная боль, головокружение, высокое давление). Искусственный интеллект перерабатывает эти жалобы, и во время приема у врача уже есть предварительное заключение нейросети — гипертоническая это болезнь или цереброваскулярная. Иначе говоря, ИИ уже подсказывает врачу, какой вариант наиболее вероятен при таких жалобах, в какой последовательности брать анализы. А дальше врач решает: принимать рекомендации ИИ или нет.
Еще одно направление: сейчас у нас используется около 1 млн лекарственных препаратов. СППВР подсказывает врачу совместимость лекарств, допустим препарат или нет при беременности, можно или нельзя прописывать его детям, в какой дозировке и т.д. Это сильно повышает качество медицинской помощи.
Есть еще такой момент. Пожилой врач может что-то забывать — с течением времени память не улучшается. В то же время молодой специалист только начинает свой профессиональный рост. И для первого, и для второго ИИ выступает в качестве помощника, осуществляя преемственность и связь поколений.

— Сразу же возникают два вопроса: не приведет ли применение ИИ к снижению компетенций медицинских работников (зачем учить самому, если нейросеть подскажет?) и не заменит ли искусственный интеллект врачей в принципе?
— По первому вопросу: все зависит от конкретного человека, его желания профессионально расти. Можно не согласиться с выводом ИИ и для этого почитать дополнительную литературу, чтобы углубить знания. Можно сразу принимать заключения ИИ как заведомо верные. Конечно, со временем ИИ будет ошибаться все меньше, однако у врача и пациента есть еще один момент — человеческое общение. Даже если вы приходите к конкретному специалисту во второй или в третий раз, вы уже воспринимаете друг друга как знакомых людей. Участковый терапевт, с которым вы время от времени сталкиваетесь на протяжении 5–10 лет, воспринимается как человек, если не близкий, то явно не чужой. Я часто повторяю: хорошего врача отличает эмпатия — сопереживание больному. Это то, что ИИ не сможет дать никогда.

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Выборы Наше Подмосковье Энергия Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы