О применении новейших технологий в современной медицине наш корреспондент говорил с главным врачом ГБУЗ Московской области «Реутовская клиническая больница» Александром Алексеевым.
— Александр Генрихович, термин «телемедицина» относительно новый. У людей, которые его слышат впервые, телевизор соединяется с медициной, и первое, что может прийти на ум, — телепрограмма «Здоровье». Давайте разъясним нашим читателям, что это такое…
— Телемедицина — это дистанционное оказание врачебной помощи (от греческого «теле-» — далеко). Она развивается по двум направлениям: «врач–врач» и «врач–пациент». Первое — это помощь коллег. У нас есть пациент, ему поставлен диагноз, нужно получить второе мнение. Мы звоним коллегам — чаще в МОНИКИ (Московский областной научно-исследовательский институт им. М.Ф. Владимирского) или в федеральные центры и получаем дополнительную консультацию. Эта практика все больше входит в жизнь. Фактически по состоянию всех тяжелобольных, находящихся в реанимации, мы консультируемся с ведущими специалистами МОНИКИ. Есть сложные больные и в отделениях, по их лечению мы получаем консультацию главных и штатных специалистов Московской области. При необходимости подключаем федеральные центры — национальные медицинские центры имени академика Е.И. Чазова, имени А.Н. Бакулева и другие. Это, конечно, большое подспорье при получении качественной медицинской помощи. А в масштабе всей страны дистанционные консультации с коллегами особенно актуальны для удаленных населенных пунктов.
Кроме того, направление «врач–врач» в телемедицине активно используется для повышения квалификации медицинских работников в обучающих программах, лекциях, конференциях, семинарах. Эти мероприятия позволяют врачам расти профессионально.
— В чем преимущества направления «врач–пациент»?
— Оно стало активно развиваться во время пандемии COVID’а, когда всем рекомендовалось как можно меньше находиться в местах скопления людей, в том числе посещать медицинские учреждения, — во избежание перекрестного заражения. В это время количество обращений по телемедицинским платформам выросло в 10–15 раз. На примере Реутова: в 2020 году нами был создан телемедицинский центр, в нем работали 8 сотрудников, они дистанционно решали поступавшие вопросы. Особое внимание уделялось беременным женщинам, детям и пожилым людям. Это позволило оптимально маршрутизировать посещение терапевтов и педиатров, уберегло многих жителей от инфекции.
С окончанием пандемии телемедицинские практики получили дальнейшее развитие. Сейчас пациенту для получения информации необязательно приходить в поликлинику. Он может связаться с врачом наиболее удобным для себя способом: по телефону или видеосвязи либо написать в чат — и получить телемедицинскую консультацию (ТМК).
Например, человек прошел ежегодную диспансеризацию и хочет узнать ее результаты. Во время ТМК он получает все сведения непосредственно от врача и понимает, что ему делать дальше. Если он не попал в группу риска, может прийти через год на следующую диспансеризацию. Если что-то нашли, пациент с врачом определяют дальнейшие шаги. Иногда врач сам звонит пациенту: «Иван Иванович, вы прошли диспансеризацию. Готовы ли вы получить всю информацию на телемедицинской консультации?». Если пациент дает согласие, его записывают на определенное время. Сейчас 20% рабочего времени терапевта выделяется для ТМК — это значительно повышает доступность медицинских услуг, способствует их оперативному получению, экономит время и силы пациентов.
Кроме того, благодаря телемедицине пациент через Госуслуги может записаться на прием к нужному специалисту.
Очень востребована услуга дистанционного закрытия больничного листа — с ней сталкивается каждый работающий человек, временно утративший трудоспособность.
Есть у нас и хронические больные, которым из месяца в месяц выписывают один и тот же рецепт. Раньше для его продления каждый раз нужно было приходить на прием в поликлинику. Сейчас во время ТМК врач беседует с пациентом, расспрашивает о самочувствии и, если изменений нет, рецепт выписывает онлайн.
Или взять, к примеру, больных сахарным диабетом. Представим ситуацию: человек летом уехал на дачу. Ему устанавливают специальный прибор, который контролирует содержание сахара в крови. Показания передаются по Bluetooth’у родственникам. Если его самочувствие ухудшилось, родственники могут связаться с лечащим врачом, и тот определит, что нужно делать: вызвать скорую помощь или порекомендует конкретное лекарство.
О востребованности телемедицины говорит такой показатель: в 2024 году медицинскими учреждениями Реутова проведено 45,5 тысячи ТМК. Поэтому все телемедицинские возможности, новейшие разработки, включая искусственный интеллект, мы внедряем у себя.
— Как в медицинских учреждениях Реутова применяется искусственный интеллект (ИИ)? И насколько его использование оправдано?
— ИИ уже широко используется в диагностике — там, где нейросеть может оценивать изображение: флюорография, рентген, КТ, МРТ и т.д. Искусственный интеллект допускает погрешность 0,2%, человек — 3–4%. Поэтому в Москве эти виды диагностики уже полностью осуществляет ИИ. Мы пока используем ИИ в качестве помощника: врач может соглашаться или не соглашаться с заключением ИИ.
Также ИИ используется для голосового ввода информации — некоторым людям трудно печатать. Человек наговаривает текст, ИИ преобразует голос в слова и предложения.
С 3 марта в медицинских учреждениях Московской области стартовал проект для пациентов, получающих лекарственные препараты по льготным рецептам. Тем, у кого действие рецепта заканчивается, заблаговременно звонит робот Светлана и предлагает записаться на прием для его продления.
— Каковы перспективы применения ИИ в медицине? Каких прорывов нам еще ждать?
— Нейросеть все чаще выступает в качестве ассистента врача. Например, в Москве внедрена система поддержки принятия врачебных решений (СППВР). Как она действует? Например, человек в своем личном кабинете на Госуслугах записался на прием к врачу. Там есть специальная кнопка, ее можно нажать и описать свои недомогания (головная боль, головокружение, высокое давление). Искусственный интеллект перерабатывает эти жалобы, и во время приема у врача уже есть предварительное заключение нейросети — гипертоническая это болезнь или цереброваскулярная. Иначе говоря, ИИ уже подсказывает врачу, какой вариант наиболее вероятен при таких жалобах, в какой последовательности брать анализы. А дальше врач решает: принимать рекомендации ИИ или нет.
Еще одно направление: сейчас у нас используется около 1 млн лекарственных препаратов. СППВР подсказывает врачу совместимость лекарств, допустим препарат или нет при беременности, можно или нельзя прописывать его детям, в какой дозировке и т.д. Это сильно повышает качество медицинской помощи.
Есть еще такой момент. Пожилой врач может что-то забывать — с течением времени память не улучшается. В то же время молодой специалист только начинает свой профессиональный рост. И для первого, и для второго ИИ выступает в качестве помощника, осуществляя преемственность и связь поколений.
— Сразу же возникают два вопроса: не приведет ли применение ИИ к снижению компетенций медицинских работников (зачем учить самому, если нейросеть подскажет?) и не заменит ли искусственный интеллект врачей в принципе?
— По первому вопросу: все зависит от конкретного человека, его желания профессионально расти. Можно не согласиться с выводом ИИ и для этого почитать дополнительную литературу, чтобы углубить знания. Можно сразу принимать заключения ИИ как заведомо верные. Конечно, со временем ИИ будет ошибаться все меньше, однако у врача и пациента есть еще один момент — человеческое общение. Даже если вы приходите к конкретному специалисту во второй или в третий раз, вы уже воспринимаете друг друга как знакомых людей. Участковый терапевт, с которым вы время от времени сталкиваетесь на протяжении 5–10 лет, воспринимается как человек, если не близкий, то явно не чужой. Я часто повторяю: хорошего врача отличает эмпатия — сопереживание больному. Это то, что ИИ не сможет дать никогда.