Новости /
Небо требует мастерства
05.12.2025 в 11:37
58 0
Автор: Константин Сагань

В авиамодельном кружке «Крылья», на улице Комсомольской, 5А, пахнет деревом и клеем. На стеллажах выстроились модели разных лет и категорий, а вдалеке лежит точная копия первой модели Артема Тарасова. На стене у входа висит рисунок из фильма, для съемок которого здесь когда-то брали реквизит.

— Артем Александрович, с чего для вас начался путь в авиамоделизм?

— В 5 лет я заболел ангиной, остался дома с бабушкой. Она включила телевизор, а там передавали передачу про советский авиамоделизм. Меня это зацепило, хотя температура была под 40. Когда бабушка вернулась из магазина, я заявил: «Идем в «Детский мир» покупать авиамодель!». Так и пошли, с температурой. Это была та самая модель, что теперь лежит у меня на столе. Потом был пионерлагерь «Радуга», кружок Владимира Николаевича Киселева, он-то и зажег во мне эту искру. А затем занятия со мной продолжили Николай Григорьевич Александров, Юрий Николаевич Жолобов и другие наставники. Благодаря хорошим учителям и тому, что я буквально жил авиамоделированием, к 12 годам у меня уже был третий спортивный разряд.

— А как продолжалась ваша авиамодельная карьера?

— С перерывами. В первый раз я завязал в 1990-е, когда все, в том числе авиамоделирование разваливалось. Но тогда же в страну хлынули радиоуправляемые модели, в Советском Союзе их было невозможно приобрести. Поэтому в 1996-м я купил свою первую корейскую аппаратуру — и вернулся в спорт. Потом опять ушел — не хватало времени на авиамоделизм. И опять вернулся — в 2005-м. Друзья вручили мне модель со словами: «Полетели, тебя не хватает». Тогда мы стояли у истоков нового для России класса — радиоуправляемых планеров.

— А в чем отличие модели самолета от модели планера?

— Планер — это высший пилотаж. У самолета ты дал газ и полетел, всегда можно уйти на второй круг. А у планера мотора нет, ошибся — и все. Это постоянный поиск потоков воздуха, умение читать погоду и ветер. Настоящий планерист по колебанию листвы понимает, где поднимается поток. На соревнованиях нужно не только продержаться в воздухе, но и с ювелирной точностью посадить модель в круг диаметром несколько сантиметров.

— Да, разница существенная. Но тем не менее вы вновь ушли из моделизма и снова вернулись…

— В третий раз я вернулся к авиамоделизму уже в ковидное время — ушел из жизни предыдущий руководитель кружка, Юрий Николаевич Жолобов. Товарищи по клубу попросили меня заняться «Крыльями», потому что я живу ближе всех. Так по совместительству с основной работой я и стал преподавателем.

— Сложно учить детей авиамоделизму?

— Непросто. Сейчас к тому же сильно упал уровень технического образования в школах. Если раньше мы брали второклассников, которые уже могли пилить и строгать, сейчас четвероклассник зачастую не умеет работать с линейкой и карандашом. Приходится начинать с нуля: учить читать чертежи, размечать, пилить… Но некоторые ребята втягиваются. И те, кто у меня занимается, уже смело могут идти в профессиональный колледж — руками работать они умеют.

— А еще какие-то трудности?

— Основная проблема — отсутствие постоянного места для полетов. Раньше мы летали на футбольном стадионе, но сейчас его перестроили. Мы нашли один пустырь, пригодный для полетов, но он далеко и регулярно туда ездить не получается. Поэтому надеемся, что удастся договориться о возможности летать на футбольном поле в перерывах между тренировками. Ребята всю зиму строят модели, а потом им негде летать — это демотивирует, это как уроки химии без опытов.

— Сейчас многие в авиамоделях перешли на электрические двигатели. Но в вашем клубе, как я вижу, от традиций не отступают.

— Да, мы одни из последних, кто еще серьезно занимается моделями с двигателями внутреннего сгорания. Аналоговые двигатели гораздо интереснее для ребят и для нас. К тому же летать на топливе гораздо дешевле, чем на электричестве.

— Помимо авиамоделизма вы занимаетесь полетами на параплане. Что вас влечет в небо?

— Мне нравится то, что это спорт. А он заставляет постоянно работать над собой. Сегодня ты первый, завтра — последний, и нужно постоянно тренироваться, анализировать свои полеты, работать над ошибками. Еще один плюс полетов на парапланах — это путешествия. За 11 лет парапланеризма я увидел больше разных и прекрасных мест мира, чем за предыдущие 30 лет: Гималаи, горную систему Тянь-Шань, хребты Кавказа. Это невероятная красота, но и риск. В горах, если сядешь в ущелье, выбраться практически невозможно. Поэтому предпочитаю летать на соревнованиях, там о твоей безопасности думают организаторы: метеорологи поминутно отслеживают погоду, спасатели дежурят на старте, а если приземлился не там, за тобой пришлют экспедицию.

— Кружок «Крылья» существует в эпоху дронов и цифровых развлечений. В чем секрет его выживания?

— Мы держимся на энтузиазме, но держимся неплохо. Недавно нам подарили станок с ЧПУ, ребята его осваивают. Однако правило одно: сначала делаешь деталь руками, напильником, чтобы прочувствовать материал, и только потом работаешь на станке. Работающие на предприятиях друзья жалуются мне, что приходят молодые специалисты, которые не умеют пользоваться штангенциркулем, а наши выпускники умеют. И в этом наша главная миссия — растить людей, которые смогут строить будущее.

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов ЕР Праздники Благоустройство Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Игорь Брынцалов Сергей Юров Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное ДК «Мир» Кино РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Филипп Науменко Интернет Президент Владимир Путин ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Андрей Ломанов Дима Билан Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы СВО Волонтеры Владимир Этуш Александра Пацкевич
< >