Согласно статистике, 94% приезжих в Московской области — это граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Женщины в национальных среднеазиатских одеждах — привычная картина для сегодняшней России: вслед за мужьями, приехавшими в Россию на заработки, сюда спешат их жены с детьми. Меня, рядовую россиянку, волнуют вопросы, связанные с нелегальной миграцией. Ответы на них я попыталась найти у представителей различных служб Реутова.
Рабочие нам нужны, но легальные!
Сегодня, чтобы стать гражданином РФ, нужно прожить в России три года. До декабря 2011 года в нашей стране действовало четырехстороннее соглашение между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, в рамках которого граждане этих стран могли получить российское гражданство по упрощенной схеме в течение трех месяцев, поэтому количество наших соотечественников за счет выходцев из стран СНГ заметно выросло. Реутов относится к числу городов, население которых увеличивается не столько за счет роста рождаемости коренных жителей, сколько за счет многодетных семей, приезжающих из Средней Азии и с Кавказа, подтверждает заведующая отделом семьи и детства Реутовского комитета социальной защиты населения Людмила Борзенкова.
Показательна услышанная мной история одного выпускника педфака МГОСГИ: «У меня в классе 12 детей не знают русского языка. Почти у всех дома в семье только папа знает несколько слов по-русски, но он целый день на стройке, мама не говорит на русском, в сад ребенка не водили, а вот в школу привели. И что учитель должен делать?». Реутовские педагоги тоже знают эту проблему не понаслышке.
Для решения проблемы с незаконными мигрантами в Подмосковье открыт миграционный пункт, где они могут жить до депортации из России. Это позволяет достаточно оперативно отправлять задержанных домой. Но одно дело — поймать тех, кто незаконно торгует и живет на рынках, другое — собрать их, оформить документы, получить судебное решение и отправить домой. Кроме того, идет подготовка к введению заграничного паспорта и визы, для того чтобы сделать регулирование миграции еще более жестким.
Преступление и наказание
Только за шесть месяцев 2013 года по линии Федеральной миграционной службы в городе было составлено 597 протоколов — о привлечении к незаконной трудовой деятельности, нарушениях правил пребывания и других.
И.о. городского прокурора Елена Гурова озадачена: за четыре года ее работы в Реутове впервые совершены изнасилования, а сбыт наркотиков в крупных размерах, кажется, поставлен на конвейер — только в сентябре четыре случая обнаружения наркотических средств. «Легенда» у наркопреступников одна — трудное материальное положение: престарелая мать на содержании, дети, отсутствие работы и прочие причины якобы заставили их за деньги доставить тот или иной пакет по определенному адресу, а того, что в этом пакете было, мол, и не ведали, и не догадывались... Впрочем, некоторые еще до суда отказываются от вымышленной истории и признают вину.
— Профилактическая работа прокуратурой проводится регулярно, — говорит помощник прокурора Илья Зайцев. — В этом году наши сотрудники дважды выезжали с проверкой в места массового проживания иностранцев. Нарушители были обнаружены в промышленной зоне города, все они доставлены в ОВД для проверки или установления личности. Составлены протоколы о нарушениях миграционного законодательства, вынесено 11 постановлений о незаконном привлечении к трудовой деятельности. По составленным материалам о нарушениях общая сумма наложенных штрафов — более 500 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело в связи с организацией незаконной миграции.
«Родильный бизнес»
Рожать в России выгодно, и именно с этой целью многие приезжают к нам, зачастую на последних месяцах беременности. «Технология» проста: при наступлении родов терпеть до последнего и звонить по «03», только когда уже начались схватки. В этом случае никто на документы уже не смотрит — женщина фактически рожает. Нередко приезжие роженицы перед поступлением в роддом не проходят никаких обследований и соответственно даже не знают, когда и чем болели. Да, все анализы можно взять в больнице, но у врачей при родовспоможении просто нет на это времени. Обязательные исследования, например, на сифилис и туберкулез, как правило, требуют трех дней, а где их взять, если у женщины уже воды отошли?
Большинство родов — сложные, новорожденные — проблемные, нередко требующие особого внимания, интенсивного дорогого медикаментозного лечения, а выхаживание таких малюток может длиться до полугода. В случае, если у матери нет ни страховки, ни родового сертификата, эти затраты не будут никем возмещены.
Если человек поступает в больницу «по скорой», врачи не вправе отказать ему в первой медицинской помощи. Этим в последние годы активно пользуются приезжие из республик бывшего СССР. С этого года бюджет прекратил финансирование вызовов «скорой помощи», и неотложка стала оплачиваться за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. При этом станция «скорой» по-прежнему не может отказывать в помощи иноитранцам, не имеющим полиса ОМС, а проблема компенсации денежных средств, затраченных на оказание медицинской помощи, продолжает оставаться одной из самых актуальных на сегодняшний день — системы оплаты за оказание таких услуг нет.
И это только то, что касается затрат на предоставление медицинской помощи при родах. Помимо этого приезжим оказывается вся необходимая медицинская помощь, в том числе при заболеваниях, требующих оперативного хирургического вмешательства, зачастую дорогостоящего (при инфарктах, инсультах, травмах различного характера). А это уже совершенно иной финансовый масштаб расходов, который учреждение здравоохранения вынуждено компенсировать за свой счет. Ситуацию с оказанием медицинской помощи усугубляет и то, что лечить приходится болезни и травмы, не только полученные иностранцами в России, но и «привезенные» ими с родины. Так, обязательному лечению при обнаружении подлежат ВИЧ-инфекция, гепатит, туберкулез и другие опасные для окружающих заболевания. Если, например, туберкулез протекает в острой форме, то человека нельзя немедленно выдворить из страны пребывания, его обязаны подлечить и только после этого отправить домой, а это очень дорогостоящее лечение.
Расходы на лечение от разного рода заболеваний также остаются на плечах реутовской городской больницы. Необходимо тратить и дополнительные средства для профилактики случаев распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
А ведь проблема финансирования медицинской помощи в принципе решаема: официально зарегистрированный трудовой мигрант имеет право на получение полиса ОМС в том случае, если работодатель исправно платит за него налоги.
Современные социологические опросы свидетельствуют — проблема миграции ставится на первое место и в Москве, и в Московской области. В столице, по официальным данным, около 800 тысяч мигрантов, а по неофициальным — около 2 миллионов. В Московском регионе — около 5 миллионов. При этом в общемировой практике критичным для коренного населения региона считается порог мигрантов в 10%...