Сегодня мы расскажем об одной инициативе, открывающей через 70 лет после войны целый пласт не названных ранее и незаслуженно забытых имён реутовцев, не вернувшихся с фронта.
Большинство из них погибли в первые месяцы войны. Речь об ополченцах 1941 года — тех, кто по возрасту не подлежал призыву, но вызвался идти навстречу врагу добровольно: юных, совсем ещё мальчиках, и пожилых, под пятьдесят лет и старше.
Хотелось бы всех поимённо назвать
Об ушедших в народное ополчение воинах-реутовцах до сих пор было известно очень немногое, по той простой причине, что они не вернулись.
Весной нынешнего года недавно открывшиеся имена погибших и пропавших без вести жителей Реутова, добровольно записавшихся в Балашихинский батальон народного ополчения, собираются увековечить на плитах городского мемориала Славы. Над восстановлением утраченного во времени списка этих имён сейчас работает целая группа неравнодушных горожан — историки, школьники, педагоги, ветераны… Найдены, проверяются и уточняются сведения о десятках солдат и офицеров из Реутова. Об этом мне, корреспонденту газеты «ПроРеутов», рассказали член Общественной палаты города, один из главных инициаторов развернутого поиска Владимир Сергеевич Собко и методист городского Музейно-выставочного центра Антонина Александровна Чуканова.
Историей дивизий народного ополчения, в сорок первом году защищавших подступы к столице, Владимир Сергеевич, по его признанию, проникся несколько лет назад в Красноармейске, где познакомился с одним из ополченцев — Германом Яковлевичем Дёминым, воевавшим в 17-й дивизии народного ополчения. Сейчас Германа Яковлевича уже нет в живых. Но рассказы его упали на благодатную почву, поиск идёт и в Реутове.
Балашихинский батальон, сформированный из работников Реутовской и Балашихинской хлопкопрядильных фабрик, суконной фабрики и Саввинской прядильной фабрики, Кучинского кирпичного завода, студентов Пушномехового института, колхозников, членов партии и комсомольцев, в начале июля 1941 года влился в Сталинскую дивизию, то есть во 2-ю дивизию Сталинского района Москвы (сейчас район называется Первомайским). В батальоне были и 16-летние, и 55-летние, даже пенсионеры — в общей сложности 800 человек.
Общеизвестно, что подступы к Москве плечом к плечу с регулярными частями защищали в 1941 году двенадцать ополченческих дивизий. Об одиннадцати из них говорили и писали достаточно много. И только об одной, в которую входил Балашихинский батальон, очень долго не упоминалось ничего. Возможно, это связано с именем вождя и тайной гибели большей части её состава в октябре 1941 года на Богородицком поле под Вязьмой. Не будем сейчас подробно рассказывать о страшных событиях, которые развернулись в этих местах — на Ржевско-Вяземско-Спас-Дёменской линии обороны, в 200-250 километрах от Москвы, — когда в окружение попали сразу четыре армии наших войск. Скажем лишь, что миллион солдат и командиров остались лежать или без вести пропали, мало кому чудом удалось вырваться. Подробно события осени 1941 года под Вязьмой описаны в книге Льва Лопуховского «Вяземская катастрофа 41-го года».
Конечно, бои наших войск в «Вяземском котле» при всех колоссальных потерях нельзя рассматривать в отрыве от общей картины тех драматических месяцев, когда враг рвался к нашей столице. Благодаря упорству и стойкости, которые проявили воины, дравшиеся в окружении, — подчеркивал маршал Жуков, — мы выиграли драгоценное время для организации обороны на Можайской линии — в 20-25 километрах от Москвы.
Тем не менее, в советской историографии о военных действиях под Вязьмой вообще не принято было вспоминать — цифры потерь, просчёты командования замалчивались, терялась бесценная нить памяти о тысячах и тысячах тех, кто противостоял захватчикам ценой собственной жизни. Ещё одна красноречивая деталь: мемориал «Богородицкое поле» под Вязьмой появился лишь 22 июня 2009 года. При этом выяснилось, что списков пропавших и погибших там бойцов и офицеров нет, скорее всего, документы были уничтожены. Поэтому открывающиеся сейчас в результате новых поисков данные с конкретными фамилиями воинов-ополченцев из нашего города можно назвать бесценным прорывом из мира небытия и забвения в мир живой человеческой памяти.
Итак, что удалось выяснить за последнее время об ополченцах из Реутова?
Дело всей жизни
— Многое из того, что мы сейчас узнаём, требует сверки, наша поисковая работа всё еще идёт, поэтому давайте сразу оговоримся, что данные, о которых я говорю, пока не окончательные, — предупредил Владимир Сергеевич. — То, что мы сейчас делаем, лично для меня главное дело всей моей сегодняшней жизни. Мне уже 75 лет, поэтому я сам себе часто напоминаю: если за что-то берёшься, то делай как в последний раз. А после дружбы с Германом Яковлевичем Дёминым народное ополчение, защищавшее Москву, для меня и вовсе святая тема, которой я занимался сначала в Красноармейске, а потом в Реутове — здесь я раньше жил и работал, а сейчас снова сюда вернулся. С 2009 года мне удалось создать три документальных киноповествования о народных ополченцах 41-го года. И на их основе было проведено 26 мероприятий по данной теме, но, к сожалению, только в пяти городах Московской области. В 2013 году киноповествование о 17-й дивизии народного ополчения стало лауреатом конкурса «Наше Подмосковье». Ведь об ополченцах, к общему нашему стыду, сегодня многие вообще ничего не знают. Ничего, понимаете?
Я, журналист, при строгом рассмотрении и себя отнесла к этой категории: конечно, наслышана о дивизиях народного ополчения, но толком, признаться, ничего и не знала. Поэтому для начала попросила своего собеседника рассказать немного о самом этом явлении — народном ополчении.
По словам Владимира Сергеевича, когда началась война, в Москве и по области среди тех, кто не подлежал общей мобилизации, прокатилась патриотическая волна решимости всё равно во что бы то ни стало идти на фронт — добровольцами. На предприятиях Москвы и Подмосковья в начале июля 1941 года прошли митинги, на которых было озвучено официальное решение о формировании дивизий народного ополчения. Командование предполагало, что в ряды ополченцев запишутся примерно 200 тысяч москвичей и 75 тысяч жителей Подмосковья, но добровольцев оказалось почти 400 тысяч. Из всех желающих пришлось отсеять тех, кто не отличался здоровьем, и тех, кто больше пользы принес бы на трудовом фронте. В итоге в рядах ополчения для защиты Москвы остались 275 тысяч.
Всего же по стране изъявили желание вступить в народное ополчение свыше 4 миллионов добровольцев. Через народное ополчение в действующую армию влились около 2 миллионов человек.
Возвращение имён
Жители Реутова уходили в ополчение с 3 по 6 июля 1941 года. Сколько их было всего, сейчас сказать нет возможности — данные разнятся. До недавнего времени были известны имена 61 добровольца, часть их высечены на плитах мемориала Славы. Несколько лет назад Владимир Собко возобновил поиск. Сначала в одиночку — руководствуясь списком фамилий, который ему передала из городского музея Антонина Чуканова. Теперь в эту работу вовлечены педагоги и ученики школы № 2, где учился сын Владимира Собко — Никита, присоединились к поиску и другие люди, которых становится всё больше и больше.
Как рассказала мне педагог-организатор и заведующая музеем школы № 2 Татьяна Левченкова, в 2013 году после посвящённого ополченцам урока мужества, который Владимир Сергеевич проводил в школе № 2, директор школы Надежда Егоровна Головина, учителя и ученики подхватили и начали развивать его идею — выяснить об ополченцах Реутова как можно больше. Школьники с интересом, не формально погрузились в работу, начали разыскивать земляков по списку вводных данных, который ребятам принёс Владимир Собко. И уже к прошлогодней городской краеведческой конференции старшеклассники подготовили свой исследовательский проект по ополченцам, потом выступили с этим проектом на области. А дальше больше.
В конце апреля 2014 года в память об ополченцах родного города колонна учеников во главе с директором и учителями школы № 2 прошла шествием от своего учебного заведения до мемориала Славы, где состоялся митинг-поверка. В нём участвовали и представители городского Совета ветеранов, Владимир Собко и Антонина Чуканова. На этой поверке ребята назвали никогда ранее не упоминавшиеся имена тех погибших и пропавших без вести воинов-реутовцев, которые им удалось найти с подачи Владимира Сергеевича по открытой базе данных сайта «Мемориал». Позже, в мае, учащиеся школы ездили под Вязьму, к мемориалу «Богородицкое поле», где в октябре сорок первого стояли насмерть и погибли большинство воинов 2-й Московской дивизии народного ополчения.
Живым об этом нужно помнить
Свой смертельный бой дивизия приняла в ночь с 11 на 12 октября 1941 года у села Богородицкого северо-западнее Вязьмы, рассказала Антонина Чуканова. Именно здесь 2-я Московская стрелковая дивизия совершила невозможное: брошенная с марша на остриё прорыва, она пробила кольцо окружения, то есть сделала то, что в течение трёх суток не удавалось кадровым частям. Находясь в окружении врагов, ополченцы приняли на себя всю тяжесть вражеского наступления, прикрывая отход наших войск. Бойцы сражались до последнего патрона и последней капли крови.
Не вина, а беда ополченцев, что их прорыв не был поддержан. Богородицкое поле стало для них одной братской могилой. Сейчас на протяжении всех 25 километров от Вязьмы до села Бо-городицкое почти через каждые тысячу метров стоят указатели к небольшим памятникам — это напоминание о «Вяземском котле». Есть там и музей, где побывали школьники из Реутова. Вернулись ребята с удвоенным желанием продолжать поиск сведений об ополченцах. Сейчас работа ведётся уже достаточно большой поисковой группой с участием Антонины Чукановой, Владимира Собко, ветеранов труда и реутовской организации «Дети войны». По сути, дело жизни одного неравнодушного человека переросло в целое движение.
Поддержка и понимание тоже найдены
На данный момент совместными усилиями удалось найти имена воинов-реутовцев, которые в своё время были забыты, потеряны, нигде не упоминались, рассказал Владимир Сергеевич. Сейчас поисковая группа идёт дальше, методично сверяя сведения, обнаруженные в разных источниках, и прежде всего в открытом банке данных на сайте «Мемориал». Это большая работа — в огромной базе данных найти и отфильтровать необходимые сведения по логически выведенным приметам, указывающим на то, что человек был ополченцем именно из Реутова. К таким приметам относятся прежде всего год рождения — мы знаем, что ополченцы были старше или младше тех, кто уходил на фронт по общей мобилизации; даты записи в формировавшийся Балашихинский батальон народного ополчения — с 3 по 6 июля 1941 года, при этом надо помнить, что «наши» добровольцы уходили на фронт через Реутовский и Балашихинский военкоматы; помочь в поиске могут место жительства родственников, дата гибели или, что чаще, информация, когда и где примерно воин пропал без вести. Большинство бойцов 2-й Московской дивизии народного ополчения, как мы помним, погибли под Вязьмой. В ходе этого скрупулёзного поиска обнаруживаются сейчас и другие факты, из других источников, не только из «Мемориала». Антонина Александровна Чуканова показала целые «простыни», по-другому и не скажешь, с фамилиями бойцов 2-й Московской дивизии народного ополчения — документы недавно получили по запросу из другого музея.
Поскольку дивизия, сформированная из добровольцев восточных районов Москвы, Балашихи, Реутова, Шатуры и Серпухова, концентрировалась на сборном пункте в московской школе № 434, уже после войны на базе этой школы на Щербаковской улице Восточного округа столицы был создан свой школьный музей с богатым банком информации об ополченцах. В этой московской школе, которая давно сменила и довоенный номер, и старое здание, тоже продолжается поисковая работа. Есть данные по ополченцам и в Музее города Балашихи, куда, кстати, ученики нашей школы № 2 тоже уже ездили. Недавно Владимир Сергеевич передал ребятам адреса трёх старожилов Реутова, чьи родственники и они сами могли сберечь воспоминания о том, кто и как уходил в ополченцы из нашего города. Школьники решили встретиться с этими людьми. Велика вероятность, что на этом направлении поиска тоже появится новая бесценная информация.
Возможно, нашим читателям тоже есть что рассказать о ком-то из земляков, ушедших в 1941 году в Балашихинский батальон 2-й Московской дивизии народного ополчения. Важны любые сведения. Редакция газеты «ПроРеутов» снова и снова транслирует обращение поисковиков к жителям нашего города, к родным и близким тех, чьи родственники или знакомые вступили в народное ополчение в июле 1941 года и защищали подступы к Москве. Услышьте этот призыв! Просьба передать в городской музей (Реутов, ул. Победы, 2) фотографии, документы, краткие биографические справки об этой категории участников войны. Найдите время просмотреть домашние архивы. О судьбах этих людей город должен знать, нам всем очень важно увековечить имена тех, кто не вернулся. Вдвойне важно, потому что о них, как уже было сказано, молчали так долго.
Добавим, что в этом году — году 70-летия Победы — активный поиск обрёл конкретные перспективы: город намерен увековечить память о своих жителях, в трудное для страны время ушедших в народное ополчение. Мы уже рассказали, что открытые в ходе поисковой работы новые имена народных ополченцев Реутова по весне должны появиться на плитах мемориала Славы. А ещё ученики школы № 2 согласовали с председателем городского Совета ветеранов Антоном Молодецким своё письмо к администрации города и в городской Совет депутатов с предложениями о дополнительных вариантах увековечения памяти о народных ополченцах. Аналогичное обращение было направлено школьниками и в городскую Общественную палату.
Эта инициатива активно обсуждается. Не исключается, например, что в честь ополченцев назовут одну из новых улиц Реутова. Вообще, вопросы об именовании улиц находятся в компетенции городского Совета депутатов. Председатель Совета депутатов Сергей Епифанов подтвердил, что сейчас идея с наименованием улицы в память о воинах-ополченцах прорабатывается, но конкретных решений пока не принято. Тем не менее, процесс идёт: в частности, на ближайшем заседании Общественная палата города выработает рекомендации по данному вопросу в адрес депутатов и администрации Реутова. Какова будет реакция?
— Мы рады любой инициативе, любому проявлению гражданской позиции в ходе подготовки к празднованию 70-летия Победы, — подчеркнул Сергей Епифанов. — Безусловно, саму инициативу по увековечению памяти воинов-ополченцев мы приветствуем. Проработка конкретных решений уже идёт. Больше того, в этом году у нас, у руководства города и общественности единая цель, на которую и направлена вся программа подготовки к 9 Мая: мы хотим вовлечь в процесс празднования юбилея Победы каждую реутовскую семью, всех жителей. Поэтому такие инициативы просто не могут оставаться без ответа и поддержки.
Это означает, что в самое ближайшее время должна появиться новая информация и о развитии поиска неизвестных пока сведений о добровольных защитниках Родины, и о конкретных идеях и предложениях увековечения памяти о народных ополченцах в Реутове. Продолжение следует.
Читайте также:
70 лет Победы: Евгений Иванович Панков погиб весной 44-го
Кубок памяти павших бойцов спецназа и спецподразделений
С Днём защитника Отечества!
Призыв в «Бессмертный полк»
70 лет Победы: школа приглашает в музей
Реутов готовится встретить 70-летие Победы
С юбилеем, Игнат Матвеевич
Сергей Юров дал старт празднованию 70-летия Победы