Сегодняшний наш рассказ — о судьбах двух друзей-реутовцев, ушедших на войну после окончания школы и — не вернувшихся.
Информацию о них ещё в 1960-х годах собирали ученики школы № 2, а потом и ребята из нынешней школы № 6. Поиск принёс результаты, в материалах, которые передала в редакцию ветеран педагогического труда Елена Соенкова, читается история трогательной дружбы совсем молодых парней из Реутова — Владимира Нижнёва и Ивана Гордова.
Владимир Александрович Нижнёв родился в 1923 году в Туле, потом его семья переехала в Реутов. Из воспоминаний его брата Витольда Нижнёва мы узнаём, что Владимир хорошо учился в школе № 1, увлекался фотографией, гимнастикой, футболом, рисовал, занимался в драмкружке, играл на нескольких музыкальных инструментах. Школу окончил в 1941 году.
С началом войны Владимир добровольно вступил в истребительный отряд, организованный при горсовете для поддержания порядка в городе. Во время объявления тревоги убегал на пост, возвращался после ликвидации последствий бомбардировок. Очень любил маму и всегда за неё волновался. Как-то после одного из налётов, когда бомбы падали на Лесной улице, рядом с их домом, так за неё испугался, что прибежал и, пока не разыскал маму, не успокоился.
В армию Владимир и его друг и ровесник Иван Филиппович Гордов были призваны 14 августа 1941 года. Обоих друзей и ещё нескольких новобранцев из Балашихинского райвоенкомата направили в Ленинград, в танковое училище, оттуда их эвакуировали в бронетанковую школу на Урал, в Магнитогорск.
Про Ивана Гордова информации меньше, но из писем Владимира Нижнёва домой можно легко представить его товарища. Владимир обладал отличным чувством юмора, поэтому некоторые его письма родителям в Реутов даже сейчас невозможно читать без улыбки.
Володины письма
Магнитогорск, 3 сентября 1941 года: «Здравствуйте, дорогие родители! Встаём в пять утра, делаем зарядку в одной маечке, утром по холоду — красота! Понемногу начинаем овладевать наукой. Успехи по строевой подготовке у меня идут хорошо. У Ванечки — тоже. Ванечка в форме похож на медведя».
21 сентября 1941 года Иван и Владимир принимают в училище присягу, после чего Владимир пишет в письме маме: «Все успехи немцев на фронте — успехи временные, и мы расшибём их так, что они долго будут помнить, кто такие советские танкисты! Со всех сил жму на учёбу. Когда знаешь, для чего учишься, создаётся такое настроение, которое помогает».
Магнитогорск, октябрь 1941 года: «…Я вполне здоров, конечно, этого и следовало ожидать: при такой закалке все болезни выскочат! Ванечка чувствует себя очень хорошо, по-прежнему медлителен, как Гамлет».
Учиться в Магнитогорске ребята закончили в феврале 1942 года, им присвоили звания младших лейтенантов, но держали в резерве, не отправляя на фронт.
Магнитогорск, 27 февраля 1942 года: «…Учиться давно закончил, но нет приказа, ждём его с нетерпением. Хочется идти туда, где мы нужны, и бить эту сволочь!».
В марте 1942 года Ивана и Владимира отправляют в Сталинград. Вместе в этом городе они пробыли до мая — перенимали опыт фронтовиков, занимались на курсах комсостава.
Сталинград, апрель 1942 года: «…Надо получить машину, сколотить экипаж, сработаться с ними и на фронт — применять теорию на немце. Назначен командиром танка. Завтра приступаю к своим обязанностям».
Но уже в июне 1942 года Владимира и Ивана вместе с частью переводят в Минеральные Воды, на Кавказ.
«…да, странно, конечно, что мы попали на Кавказ, но отсюда наверняка на фронт. Завтра поедем в Пятигорск, здесь ходит электричка, когда она гудит, невольно вспоминаешь Реутов. Одеты мы по-фронтовому. Ваня ходит как пижон… наденет «револьвер» на бок и идёт «как большой»! Я уже привык, что мы сегодня здесь, завтра там. Ты проследи мой путь: Москва, Магнитогорск, Сталинград, Кавказ, а там, глядишь, и Берлин».
Из Минвод Владимир и Иван прибыли, наконец, на фронт, в город Сальск.
Полевая почта 2494: «Ну вот опять на новом месте. Уже недалеко фронт». Далее связь с Владимиром обрывается.
Мама написала письмо сыну, но оно пришло назад с пометкой «адресату вручить невозможно». В том материнском письме есть такие слова: «Скоро год, как ты призван в Красную Армию. Сколько перемен произошло в твоей молодой, начинающейся жизни! Где ты сейчас? Что с тобой?».
Маме Володи приходит письмо от Ивана, которого перевели в Тбилиси. Со своим другом он расстался под Сталинградом. «Здравствуйте, Ольга Павловна! О Вовке я, к сожалению, ничего не знаю. Последний раз видел его перед боем 10 июля».
А вскоре в Реутов родителям пришла похоронка.
Владимир Нижнёв погиб несколько недель спустя, 19 сентября 1942 года. Наш земляк похоронен у посёлка Красный Октябрь Сталинградской области.
Подвиг Ивана
После гибели друга Иван Гордов бил врага ещё почти два года. На своём танке он дошёл до Карельского перешейка. Многие его письма и документы, увы, утеряны. Известно лишь, что гвардии лейтенант Иван Филиппович Гордов погиб в Карелии, в бою 5 июля 1944 года. А ещё найдены сведения, что за несколько месяцев до гибели, в апреле 1944 года, Иван был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени. На сайте «Подвиг народа» есть его наградной лист.
Из описания подвига: «В бою по прорыву сильно укреплённой полосы обороны противника 31 марта 1944 года действовал смело и решительно… Огнём своего танка разбил четыре дзота, уничтожил противотанковую пушку, две пулемётные точки и 12 солдат и офицеров противника. Танк мл. лейтенанта Гордова был подожжён, сам он был сильно контужен, но остался в строю. Достоин награждения орденом…». Подписи:командир 1-й танковой роты Вдовиченко, командир 258-го танкового полка Гвардии полковник Жила.
Жизнь этих замечательных парней, выпускников реутовской школы, оборвала война. Вечная память им, оставшимся навеки молодыми!
Читайте также:
В Реутове началась диспансеризация ветеранов
Ушли и вернулись: новое о реутовских ополченцах 1941 года
Корреспондент РТВ рассказал о новом телепроекте
Ветеран из Реутова рассказала о встрече у губернатора Подмосковья
Реутов готовится встретить 70-летие Победы
С юбилеем, Игнат Матвеевич!
Сергей Юров дал старт празднованию 70-летия Победы