«Караганда» - неофициальное, народное название исчезнувшего микрорайона в южной части нынешней городской территории. Дома здесь были барачного типа, в том числе и двухэтажные. Несколько из них спроектировал после революции известный московский архитектор Иван Кузнецов, ученик прославленных Фёдора Шехтеля и Леонтия Бенуа. В музейно-выставочном центре Реутова (МВЦ) в эти дни проходит выставка, посвященная архитектурному наследию Кузнецова.
Иван Сергеевич Кузнецов
Экспозиция подготовлена сотрудниками музея Электростали, в МВЦ Реутова она будет до 11 февраля. А перед входом на выставку установлен стенд «Неизвестная «Караганда», на котором распечатаны старые снимки домов микрорайона, а также приведены тексты с воспоминаниями о нём старожилов города.
- Иван Кузнецов — один из крупнейших русских архитекторов конца XIX - начала XX веков, - рассказала заведующая по основной деятельности реутовского МВЦ Тамара Шеременда. - За полвека своей проектно-строительной работы он создал целый ряд роскошных зданий в Москве, в Подмосковье, в курортных городах Советского Союза. В дореволюционные годы проекты особняков, усадьб и загородных дач ему заказывали видные купцы и фабриканты. По его чертежам возводились доходные дома, крупные торговые центры, производственные цеха, гостиницы, а также церковные здания. Кузнецов был очень разносторонним архитектором.
По словам Шеременды, многие из спроектированных Кузнецовым зданий сегодня имеют статус объектов культурного наследия. В Москве, например, это комплекс конторских и гостиничных помещений «Деловой двор» на Славянской площади, великолепное Саввинское подворье во дворе дома №6 на Тверской улицей, особняк Баева в Дурасовском переулке, а также здание, где сейчас размещается посольство Кипра на Поварской улице. В Сочи по его проекту создан известный на всю страну величественный санаторий имени Серго Орджоникидзе.
Что интересно, Кузнецов один из немногих талантливых зодчих, который был востребован и в царское время, и при советский власти. Правда, после революции он проектировал не только величественные здания, архитектор всё больше времени посвящал созданию простых и удобных жилых домов для рабочих различных предприятий. Они были, конечно, не такими красивыми, как его ранние творения, но зато безопасными и на тот момент достаточно комфортными. По воспоминаниям старожилов, его двухэтажные дома в реутовской «Караганде» были именно такими.
- Хоть я и жил в западной части Реутова, а «Караганда» была в его восточной части в районе нынешней улицы Октября, ближе к Никольскому переезду, могу вам сказать, что бывал там часто. В этом микрорайоне было четыре двухэтажных дома и три барака, - вспоминает коренной житель города Яков Родин. - В двухэтажках было по два подъезда, на каждом этаже по две квартиры. За водой люди ходили на колонки. А потом во дворах построили даже небольшую котельную и у жильцов появились невиданные ранее удобства - батареи в квартирах. Всё это «княжество» было огорожено забором. Помимо домов там были свои сараи и даже огороды. И адрес был почему-то один на все эти дома — улица Октября, 27. Перпендикулярно к «Караганде» проходили старые улицы города — Коминтерна, Карла Маркса, Цурюпы, а наискосок — Рабочая. На них стояли красивые двухэтажные дома с балкончиками и тоже бараки, а правее, где сейчас находится колледж «Энергия», была воинская часть.
Фрагмент карты Реутова, 1952 год
В южной части Реутова, по словам Родина, жило немало переселенцев, которые работали на больших заводах, расположенных неподалёку. Например, дома в «Караганде» построили для рабочих завода «Подъемник». Многие его сотрудники жили до переселения рядом с платформой «Карачарово». Возможно, «Карачарово» в народе кто-то однажды переиначил на более звучную «Караганду»: доподлинно историю присвоения людьми старому микрорайону Реутова названия «Караганда» сейчас, к сожалению, выяснить сложно.
Здесь же, на юге города, стояли бараки для работников реутовской фабрики. Поскольку работали на этом предприятии в большинстве своем женщины, то и микрорайон жительства сотрудниц в народе именовали РББ, расшифровывая эту аббревиатуру не без юмора как «реутовская биржа баб». Когда бараки и двухэтажные дома в южной части города пришло время снести, многих жителей переселили в северную часть Реутова.