«ПроРеутов» продолжает рассказ о южном Реутове прошлых лет. Старожил-реутовчанин Яков Родин рассказал не только об Агрогородке, но и о том, куда и с каким настроением все местные жители ходили голосовать в дни выборов.
Шёл четвёртый послевоенный год. Девятилетний Яков жил на улице Московской, которая располагалась между нынешними домами № 8 по улице Октября и № 6 на Южной улице. Зимой 1949 года Яков, как обычно, пошёл делать уроки к своему другу Сашке Чухляеву, который жил в деревне Крутицы. А когда возвращался назад, неожиданно увидел, как в поле остановились военные машины и там стали разбивать армейские палатки. Дело было примерно в том месте, где сейчас стоит девятиэтажка – дом № 9 по Юбилейному проспекту.
Установив палатки, военные под охраной стали привозить сюда людей. Они приступили к строительству бараков. Потом появились вышки с часовыми и прожекторами. Территорию в два ряда огородили колючей проволокой. Получилось что-то типа «зоны», внутри которой теперь стояли два барака для гражданских лиц – обслуживающего персонала, две казармы – для охраны и бараки для заключённых, последние были дополнительно огорожены. Спустя некоторое время заключённые начали возводить здесь сборные финские домики с приусадебными участками, а на поле между деревней Крутицы и Южной улицей были построены семилетняя школа, магазин, почта, медпункт, детский сад и ясли, здание правления колхоза и ряд сельхозстроений: конюшня и ангар для техники. Чуть позже появился и дом культуры «Маяк». Это жильё и инфраструктура предназначались для переселенцев с Воробьёвых гор – на горах в те годы начали строить новое здание Московского государственного университета. Поскольку новосёлы переезжали в южный Реутов со своим колхозом, новый микрорайон получил официальное название – Агрогородок, но в народе его называли ещё и «Воробьёвкой».
В Агрогородке были ровные освещённые улицы, центральная шла от семилетней школы на запад, до правления колхоза. Что интересно, ни у одной из улиц Агрогородка не было названия, поэтому почта разносила корреспонденцию, ориентируясь на номера, под которыми в каждом из финских домов жили, как правило, одна-две семьи. Всего таких номеров было свыше ста.
– Заключённых, которые строили Агрогородок, никто не боялся, наоборот, местные их жалели, – рассказывает Яков Александрович. – Потому что были среди этих арестантов в большинстве своём репрессированные после войны люди. Мы часто общались с ними через колючую проволоку. А ещё «на зоне», когда ещё «Маяка» не было, показывали фильмы. Я дружил с сыном конюха, иногда мы на телеге попадали внутрь огороженной территории и оставались на фильм. Заключённые относились к нам очень хорошо, мы садились смотреть кино прямо с ними. Многие ребята бегали за куревом для них на станцию. Нередко кто-то из местных бросал им через ограждение фрукты из наших садов, а когда к кому-нибудь из арестантов приезжали родные, им давали ночлег в ближних домах.
Центрами всех больших событий в южном Реутове после строительства Агрогородка стали Крутицкая семилетняя школа и новый дом культуры «Маяк» – сейчас это Детский музыкальный театр. Именно в этих двух зданиях помимо всего прочего размещались избирательные участки. На выборы люди шли как на праздник, вспоминает Яков Александрович: в местах голосования обязательно работали буфеты, выступали артисты, да и сами избиратели порой приходили на участок с гармошкой – большими компаниями. Поговаривают, но это недостоверные сведения, что избирателей, которые приходили голосовать в числе самых первых, награждали поощрительным апельсином. Это сейчас цитрусовыми никого не удивишь, а тогда, в 1950-е годы, апельсины были экзотическими фруктами, которые не каждый мог себе позволить.
Крутицкая семилетняя школа
– Нас, школьников, тоже иногда привлекали к выборам, – говорит Родин. – Вместе с взрослыми мы ездили по улицам города на подводе со специальным ящиком для голосования. Его доставляли к тем, кто сам не мог прийти на избирательный участок.
В ДК «Маяк» не только показывали кино, проводили выборы и устраивали танцы, в нём работали многочисленные кружки, была библиотека, занимались самодеятельные коллективы. Народ здесь учился играть на фортепиано, домре и других музыкальных инструментах. Благодаря этому жители южной части Реутова сформировали потом свой оркестр. А ещё в «Маяке» ежегодно проводились Ёлки и традиционная сельскохозяйственная выставка. На выставке можно было увидеть самые крупные тыквы, кабачки и другие овощи и фрукты, выращенные на полях колхоза и личных приусадебных участках жителей.
Не раз «Маяк» принимал большие собрания трудового коллектива градообразующего предприятия под руководством Владимира Челомея. Было это ещё до того, как в северной части Реутова построили другой дом культуры – «Мир». Яков Родин сам многие годы трудился в «НПО машиностроения» и награждён почётным золотым знаком предприятия. Он вспоминает, что собрания коллектива проходили и в Москве – в таких солидных местах, как Колонный зал Дома союзов, Дом культуры Метростроя.
– У нас в «Маяке» как-то организовывали даже новогодний вечер предприятия, а уж обычные собрания работников проходили в нём не один раз и не два, – говорит Яков Александрович.
По дороге из Крутиц в Агрогородок
Кстати, футбольно-хоккейные баталии между городскими футболистами часто проходили именно в южной части Реутова на поле, которое находилось как раз за ДК «Маяк». Там постоянно тренировались и определяли сильнейших сразу шесть команд из разных микрорайонов. В состав первой команды входили жители «Шанхая», «Караганды» и домов Сахартреста, за вторую играли футболисты с улиц Коммуны и Карла Маркса, третья команда была от Агрогородка, четвёртая состояла из жителей деревни Крутицы, в пятой играли те, кто жил на улице Войкова и в нескольких домах железнодорожников рядом со станцией. Сам Родин играл за шестую дружину вместе с соседями с улиц Московской и Сталина. Из лучших игроков команд юга Реутова и футболистов с улиц Дзержинского и Калинина формировали потом сборную под названием «Станция», которая противостояла соперникам на большом общегородском первенстве, проходившем обычно на старом стадионе – там, где сейчас автостоянка у проходной «НПО машиностроения».
– Самыми сильными на городском первенстве, в котором играли от шести до десяти разных команд, обычно были либо «Станция», либо сборная футболистов из первой, второй и шестой фабричных казарм.
Об истории южного Реутова есть ещё немало интересных материалов, «ПроРеутов» планирует продолжить эту тему.