В первые советские годы у истоков просвещения и культуры посёлка Реутово стояла семья Благообразовых. Табельщик механического цеха Реутовской фабрики и одновременно староста Николо-Архангельской церкви Сергей Иванович Благообразов вместе с супругой Еленой Архиповной воспитали восьмерых прекрасных сыновей и дочерей. Двое из них, Сергей Сергеевич и Владимир Сергеевич, стали известными всей стране деятелями культуры, а в родном посёлке они вместе с их сестрой, Ольгой Сергеевной, запомнились землякам как талантливые педагоги-наставники, работавшие с детьми и молодёжью в школах и клубе имени 7-й годовщины Октября.
Сергей Благообразов родился в 1902 году. С детства освоил игру на фортепиано и скрипке. Его мама, выпускница института благородных девиц, великолепно музицировала, первоначальное музыкальное образование сын получил от неё. Сергей Сергеевич работал учителем пения в реутовской школе и руководил хором клубной художественной самодеятельности. Позже учился в Московской консерватории, преподавал, создавал замечательные, известные всей стране хоровые коллективы и всецело отдавался творчеству сам.
Благообразов С.С. Художник Н.Гудков. 2007 г.
«Проба пера» на этом поприще случилась именно в Реутове. По инициативе молодого учителя музыки силами рабочих Реутовской фабрики, которые с энтузиазмом посещали разные кружки, в поселковом клубе была поставлена… опера Александра Даргомыжского «Русалка». Прямая трансляция спектакля шла через радиоточки в помещениях фабричных казарм, поскольку для всех желающих попасть на премьеру мест в зрительном зале не хватило. В 1927 году об этом событии вышла большая статья в журнале «Экран» – «Оперная постановка рабочих». В ней написано, что всё в этом музыкальном спектакле рабочие делали самостоятельно: пели, шили костюмы, мастерили декорации. Был даже свой симфонический оркестр. Правда, собрали его не только из местных фабричных музыкантов, но и из любителей музыки, живших рядом с посёлком.
За время подготовки к представлению оперы хор реутовского клуба вырос с 19 до 52 человек, в клубном кружке изобразительного искусства молодые художники больше трёх месяцев готовили оформление сцены, а в кружке шитья колдовали над костюмами швеи и модельеры с костюмерами. Автор журнальной статьи назвал ту самую реутовскую «Русалку» настоящей культурной революцией, которая и в других районах Подмосковья дала существенный толчок к развитию клубной самодеятельности трудящихся.
Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования Сергей Сергеевич окончил в предвоенные годы. С началом войны добровольцем ушёл на фронт, был ранен, награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. После войны преподавал в Московской консерватории им. П.И. Чайковского и Московском хоровом училище. Он создавал учебники пения для школьников и, конечно же, продолжал творить сам. Его обработки народных песен, хоровые переложения классических произведений прочно вошли в концертный и учебный репертуар для детей и юношества.
А ещё Благообразов был дирижёром хора русской народной песни Всесоюзного радио и концертмейстером детского хора. Скончался Сергей Сергеевич в 1992 году, похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Владимир Благообразов был старше брата Сергея на шесть лет. Он работал руководителем драматического кружка в фабричном клубе и был одним из инициаторов создания реутовской вечерней школы рабочей молодёжи. Школа была открыта в 1918 году и стала одной из первых в Советской России.
На фото учителя и ученики вечерней школы рабочей молодежи. Реутово. 1924 год
Перед этим Владимир Сергеевич несколько лет служил младшим офицером в царской армии, в Симбирском запасном полку. Через два года после революции – вновь войска, но уже в Красной армии. Именно на службе Владимир Благообразов всерьёз занялся театральной деятельностью, став с 1920 года режиссёром драматической студии политотдела 4-й стрелковой Смоленской краснознамённой дивизии имени германского пролетариата.
В 1921 году Владимир Сергеевич демобилизовался и начал работать в Четвёртой студии МХАТа. В 1927 году эта студия преобразовалась в самостоятельный коллектив – Реалистический театр. Ещё год отработав в нём, Благообразов в 1929 году перешёл в Центральный театр Красной армии, где служил до конца дней. Впрочем, Владимир Сергеевич и про кружок в фабричном клубе тоже всегда помнил. С привлечением коллег из МХАТа на клубной сцене с успехом были поставлены такие пьесы, как «На дне», «Власть тьмы», «Ревизор», «Не всё коту масленица», «Дуня-тонкопряха», «Стенька Разин». Об этом есть упоминание в книге Евгения Сергеева «Реутов. Летопись в лицах, документах и фотографиях».
В годы Великой Отечественной войны Владимир Сергеевич в составе артистических бригад поднимал боевой дух защитников Родины. В сборнике «Учитель-воин, учитель-труженик» о реутовских педагогах, прошедших фронт, приводятся воспоминания о том времени самого Владимира Сергеевича:
«На войне тоже бывают чудеса. А знаете, кого я встретил во время зарубежных гастролей Театра Советской армии? Представляете, в Венгрии нам устроили приём. И тут ко мне подходит советский генерал, весь в орденах, и осторожно любопытствует:
– Не вы ли, уважаемый Владимир Сергеевич, в 1918 году были моим учителем в вечерней школе рабочей молодёжи Реутовской фабрики?
Я отвечаю, а сам удивлённо смотрю на генерала.
– А я прядильщик Василий Самсонов, помните, вы учили меня грамоте?
Нас окружили. Всем интересно узнать подробности, а мы обнялись и молчим. Ведь столько пережито!».
После войны Владимир Благообразов помимо исполнения театральных ролей не раз снимался в фильмах, озвучивал мультики, например «Павлиний хвост». В 1952 году он снимается в роли Тебано в музыкальном фильме-спектакле «Учитель танцев». У граждан СССР, измученных тяготами войны, эта жизнерадостная пьеса пользовалась огромной популярностью.
В 1961 году снимается в культовом чёрно-белом фильме «Укрощение строптивой» в роли Баптисты. По отзывам его коллег по цеху и поклонников, Владимир Сергеевич был тонким комедийным актёром и прекрасным режиссёром. В театральном спектакле «Добряки» он создал запоминающийся всем чудесный образ добряка-профессора Анютина, а в спектакле «Яков Богомолов» по пьесе Горького Владимиру Сергеевичу удалось блестяще вжиться в роль дяди Жана – беспринципного приживалы и сводника.
Благообразов был достойным партнёром великой Любови Добржанской, Андрея Попова, Антония Ходурского. Его мягкий интеллигентный юмор, рыцарское отношение к театру, к искусству, к людям запомнились всем, кто видел его на сцене.
В 1965 году Владимиру Благообразову присвоили звание Народного артиста РСФСР, от него ждали новых великолепных ролей. Но в 1967 году он скончался. Прах артиста покоится в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Сестра Сергея и Владимира – Ольга Сергеевна Благообразова родилась в Реутово в 1894 году. Известно, что она учительствовала в начальных классах в посёлке Реутово и Москве и преподавала в училище при фабрике. Сохранилась фотография Ольги Сергеевны с учениками. Дети боготворили свою учительницу, внимательно вслушивались в каждое её слово.
Ещё один представитель этой замечательной семьи, самый старший из детей Сергея Ивановича и Елены Архиповны – Михаил Благообразов стал экономистом по образованию и в то же время работал организатором подготовительной группы вечерней школы для поступающих в вуз.