В середине октября в музейно-выставочном центре Реутова откроется выставка, приуроченная к 175-летию Реутовской мануфактуры. В преддверии этого юбилея «ПроРеутов» начинает цикл публикаций, в основу которых легли материалы, собранные ранее стараниями реутовских историков и краеведов: Евгением Сергеевым, Антониной Чукановой, Идалией Львовой, Еленой Соенковой (Львовой), а также нынешними сотрудниками городского музея.
Как рассказала директор музейно-выставочного центра Антонина Кошкина, реутовчан в рамках готовящейся выставки ждёт знакомство с разными экспозициями по истории реутовской фабрики. Первая из них охватит дореволюционный период, вторая расскажет об организациях и обществах, сформировавшихся на фабрике, которые имели огромное значение для жизни и становления всего посёлка Реутово в первые годы советской власти. Для предстоящей выставки подготовлены материалы о директорах, о династиях и рабочих-фронтовиках, о готовой продукции предприятия…
В сегодняшней статье затрагиваем лишь часть фабричной истории — о предреволюционном времени на Реутовской мануфактуре и о самом начале многолетнего периода советской власти.
Закат мазуринской эпохи
Начало ХХ века для Мазуриных, точнее для Алексея Мазурина — известного фотографа и благотворителя, сына основателя бумагопрядильной фабрики Сергея Алексеевича Мазурина — по ведению семейного бизнеса оказалось непростым.
К этому времени уже умер его старший брат — Митрофан, который в своё время преобразовал фабрику в акционерное общество — «Товарищество Реутовской Мануфактуры» — и достаточно долго успешно управлял им совместно с купцом Григорием Герасимовым, имевшим серьёзный пакет акций. После смерти Митрофана под управлением трёх директоров правления мануфактуры — Алексея, Константина и Григория Герасимова мануфактура продолжала оставаться в числе ведущих предприятий своей отрасли. Развивался и рабочий посёлок Реутово: в 1888 году в нём построили двухэтажное каменное здание начального училища, где и сейчас занимаются дети-спортсмены; на самой фабрике появился большой старокрутильный трёхэтажный корпус, а также третья и четвертая казармы для рабочих фабрики.
Алексей Мазурин. Автопортрет с сыном
Однако после того как Григорий Герасимов в силу возраста и болезни отошёл от дел, передав бразды правления своим сыновьям, с началом экономической депрессии в стране в первые годы XX века Алексей и Константин Мазурины начали нести серьёзные убытки. В этот период «Товарищество Реутовской мануфактуры» сократило выпуск пряжи почти наполовину, что привело к остановке нового корпуса фабрики. В 1905 году прежние акционеры решаются продать предприятие и реутовские земли Товариществу мануфактур «Людвиг Рабенек». Хозяином бумагопрядильной фабрики и здешних мест становится представитель этого Товарищества — Карл Эдуардович Рабенек. Время рода Мазуриных в правлении бумагопрядильной фабрикой и реутовскими землями, в общей сложности продлившееся 62 года (с 1843 по 1905), закончилось.
Интересно, как отреагировали на это рабочие фабрики. На сайте Музея органической культуры — www.museumart.ru — в разделе «Музей российской фотографии» приведены выдержки из сохранившихся в частных коллекциях «Альбомов воспоминаний Алексея Сергеевича Мазурина». Есть среди них подробное описание благодарственного письма Алексею Мазурину, которое подписали свыше 20 рабочих фабрики.
Вот содержание этого послания от 22 марта 1905 года (орфография сохранена):
«Досточтимый Алексей Сергеевич! Свершилось великое событие, событие нежданное, негаданное. Реутовская мануфактура перешла, а с нею и мы – в руки других хозяев, а Вы, который нас искренне любил, отечески заботился и неограниченно благодетельствовал нам, оставляете нас. Но если не в наших силах остановить ход свершившегося события, то позвольте нам выразить чувства искренней и глубочайшей благодарности за Ваши отечески милостливые отношения к нам, рабочим Реутовской мануфактуры. Слабым словом своим мы бессильны выразить глубину сердечной благодарности за Ваши отеческие отношения к нам. Вашего душевного расположения и заботы о нас мы не забудем, да и не можем забыть. Вы были не только добрый хозяин наш, но любящий и заботящийся отец, за что мы и питаем к Вам чувства глубочайшей благодарности и искренней признательности. Примите же от нас, Досточтимый и незабвенный наш отец и благодетель Алексей Сергеевич, эту Св. Икону соимённого Вам Угодника Божия, Преподобного Алексия, как искренне выражение наших сердечных желаний, да не оставит Вас Господь по молитвам сего Угодника своими милостьми и да продлит Ваши светлые дни на многие и многие годы.»
Продолжение следует.