Сегодня мы расскажем о страницах истории Реутовской ткацкой фабрики. Наряду с хлопкопрядильной фабрикой она — тоже одно из старейших предприятий города, корни которого уходят в далекие 1930-е годы. Её продукция: жаккардовые скатерти и накидки на кресла, вязаные шарфы, жилеты, шапки, шерстяные платки и варежки, — в своё время славилась на всё Подмосковье. Это предприятие имело особый социальный статус: в разные годы с его помощью свои семьи смогли прокормить сотни людей, имеющих инвалидность, даже те, кто не выходил из дома.
Воспоминаниями о ткацкой фабрике поделилась реутовчанка Татьяна Семёнова, проработавшая на ней 21 год и вместе с коллегами сделавшая подборку материалов по истории предприятия.
Начнём с самого начала, с довоенных 1930-х годов. Зарождение фабрики началось с маленькой мастерской по пошиву рукавиц и ремонту обуви, приютившейся в палатке недалеко от проходной прядильной фабрики. Оборудование было ручное — несколько швейных машин и инвентарь, позволяющий чинить обувь. В октябре 1936 года решением Реутовского поселкового Совета депутатов на базе мастерской была создана артель инвалидов «Большевик», которая после войны выросла до Реутовской ткацкой фабрики.
В первые месяцы становления артели на ней трудились 20 рабочих и служащих. В палатке рядом с прядильной фабрикой им уже стало тесно, поэтому в 1937 году под артель выделили сначала небольшой дом на Новой улице, а потом построили деревянное здание площадью 150 квадратных метров. В нём мастера уже не просто шили или чинили одежду и обувь, они стали налаживать собственное ткацкое производство: установили восемь ручных деревянных ткацких станков, одну сновальную машину, для шитья использовали не только старые ручные швейные машины, но и новые — ножные.
Артель стала многоотраслевой: в предвоенные годы она вырабатывала хлопчатобумажные ткани (диагональ, репс, бязь, упаковочную сорочку для пошива мешков), а также головные байковые платки, различные швейные изделия (простыни, наволочки, детские и женские платья)... В конце 1930-х годов труженики реутовского «Большевика» принимали активное участие в стахановском движении, добивались высоких производственных показателей, на предприятии работали уже 100, а перед самой войной и все 300 человек.
Под быстро развивающееся и растущее производство в 1939 году построили одноэтажный кирпичный производственный корпус площадью 800 квадратных метров. Поменялись и условия труда, расширилось ткацкое производство: было установлено ещё 24 ткацких ручных станка, 2 ручные сновальные машины, 8 мотовил, токарный станок, в швейный цех поставили 20 машинок с моторами. С увеличением площадей и ростом производства в артели был организован надомный цех для работы инвалидов труда и детства.
В годы Великой Отечественной войны реутовская артель «Большевик» наравне с крупными предприятиями страны оказывала посильную помощь фронту. Ассортимент выпускаемой продукции тоже изменился. Был налажен выпуск полевых сумок, вещевых мешков, байкового нижнего белья для воинов, летнего и зимнего обмундирования, ткани для портянок, постельного белья для госпиталей.
После войны «Большевик» принял в свои ряды десятки потерявших здоровье фронтовиков-инвалидов, помог им стать полноценными членами трудового коллектива. В эти годы председателем артели стал вернувшийся с войны Наум Давидович Гофман. Под его руководством активно развивалось надомное производство, в частности ткачество на ручных станках, а начиная с 1947 года в артели были установлены кругловязальные, гардинные и оборотные машины, оверлоки и другое новое оборудование. Появились и первые станки по производству простых жаккардовых изделий.
В середине 1950-х годов на должность инженера ткацкого производства по распределению из текстильного института пришла участница Великой Отечественной войны Мария Сергеевна Бухтер. Под её руководством в Реутове началась серьёзная разработка жаккардового ткачества, появилась новая продукция народного потребления — одеяла и скатерти.
В 1960 году по решению Совета министров СССР и на основании постановления Мосгорисполкома артель инвалидов «Большевик» была реорганизована в ткацкую фабрику местной промышленности. На производстве был создан собственный подготовительный участок, установлена полноценная шлихтовальная машина. До 1960 года, когда такой машины не было, шлихтование пряжи (пропитка защищающим от обрыва нитей составом) осуществлялась на стороне, другими предприятиями. Это создавало определенные трудности, так как в артели не было своего транспорта для отправки пряжи на шлихтовку и её своевременной доставки обратно на производство.
Получив шлихтовальную машину, преобразованная в ткацкую фабрику артель из смешанного многоотраслевого предприятия наконец-то стала чисто текстильным производством, которое начало работать без простоев, с полной загрузкой ткацкого оборудования. В 1962 году вместо 20 ручных примитивных ткацких станков на фабрике появились 12 механических машин марки АТ-175-5 с жаккардовыми головками Ж-13, к ним добавилось современное крутильное и мотальное оборудование, лентосновальная и партионная машины. Экономический эффект от замены устаревшего оборудования на новое был значительным: сбоев ткацкого производства теперь не было, все основы для выпуска готовой продукции готовили своими силами.
В середине 1960-х годов на ткацкой фабрике появился художник, который разрабатывал новые рисунки для жаккардовых покрывал и скатертей, был создан отдел технического контроля, следящий за качеством изделий. В эти годы на предприятии работало уже 500 человек. Его территорию озеленили, появился даже свой небольшой фруктовый сад, двор заасфальтировали, провели водопровод, канализацию, водяное отопление. В одноэтажном корпусе фабрики был свой красный уголок для отдыха сотрудников и проведения праздничных мероприятий и лекций, работали столовая с привозными обедами, библиотека на общественных началах, на производстве установили современное для того времени люминесцентное освещение — словом, были созданы все условия для нормальной работы. Администрация фабрики располагалась в старом деревянном доме, рядом с производственным корпусом.
Трёхэтажное здание, которое сохранилось на Новой улице до нынешних дней, у реутовской ткацкой фабрики появилось только в конце 1970-х годов. На первом этаже нового здания разместился отдел, в котором на перфокарты жаккардовых машин насекали рисунки для выпуска покрывал и скатертей с особыми узорами. Также на первом этаже работали сотрудники цеха, подготавливающего пряжу для ткацких станков. Сырьё, особенно шерсть, к слову, на фабрику нередко поступало с мусорным довеском, который приходилось вычесывать вручную. А ещё на первом этаже размещались комната для цеховых и сменных мастеров, женская и мужская душевые.
На втором этаже располагались швейный цех, отдел разбраковки изделий, кабинет стоматолога, медпункт с физиотерапевтическим оборудованием, свободное помещение надомного цеха с оборудованием для подготовки пряжи, а на третьем этаже работали административные службы: отдел кадров, лаборатория для анализа пряжи на прочность и качество крашения, там же находились комната художников, бухгалтерия, отдел технологов, плановый отдел, спортивный зал и красный уголок.
Именно в 1970-е годы, после рождения ребёнка, на фабрику пришла работать Татьяна Семёнова. О том, какие уникальные люди трудились рядом с ней и о том, как Реутовская ткацкая фабрика отмечала в 1986 году свое 50-летие, читайте в следующем номере.
Заглавное фото: Пётр Рост. Артель «Большевик», 1958-й год.