Новости / Культура
В городском музее заработала выставка «Послание из 60-х»
06.08.2019 в 13:50
1355 0
Автор: Зинаида Гейдельман

В галерее Музейно-выставочного центра Реутова открылась персональная выставка художника Евгения Ниловича Соловьёва «Послание из 60-х».

О самом авторе прекрасных полотен, который умер в 1986 году, известно совсем немного: родился в 1930 году, окончил художественное училище памяти 1905 года, жил в Реутове, из которого уехал в конце 1960-х годов к себе на родину, в Смоленскую область. Дальше его следы потерялись. Чуть больше десяти лет назад в фонд реутовского городского музея наследники живописца передали больше ста его картин. Сегодня девяносто девять из них реутовчане впервые могут увидеть на первом и втором этажах МВЦ. О творениях Евгения Соловьёва нашему корреспонденту рассказал научный сотрудник МВЦ Сергей Некрасов, который и оформлял эту выставку.

– Эти работы появились в нашем музейном пространстве достаточно давно, ещё до объединения музея с картинной галереей, – говорит Некрасов.

 

– Наследники Евгения Ниловича передали  целую коллекцию его работ...

 

  • О том как это происходило, в своём письме в редакцию уже после публикации этой статьи в своём письме на почту редакции рассказал внук художника — Сергей Сергеевич Соловьёв. Он возмутился искажением автором этой статьи фактов о процессе передачи картин в фонд МВЦ. За вольную трактовку полученных сведений и публикацию непроверенной информации автор статьи и редакция приносят  свои извинения  родным художника и сотрудникам МВЦ.

На самом деле передача картин происходила так, как описал в письме внук Евгения Ниловича — Сергей Сергеевич Соловьёв:

«...картины официально переданы мной МУК "МВЦ" (Реутовской Картинной Галерее), о чём имеются договор пожертвования от 2016 года.

Процесс передачи и оформления занял около пяти лет, фактически картины были переданы в 2011 году, о чём так же имеется акт передачи.

А объединение Галереи с Музеем произошло в 2009 году. Передача картин была не проста, это был длинный путь, по которому я, как наследник осознанно шёл пять лет. Эти пять лет были проведены в плотном контакте с Галереей, при моём участии было организовано две выставки, оформлено множество бумаг, закрепляющих передачу работ. Так же сообщаю, что "принести" некоторые работы было бы затруднительно в силу их размеров Непосредственно передача вылилась в два рейса автомобиля "Газель".

О передаче картин местным телевидением был снят и показан сюжет, у меня было взято интервью. В галерее имеются мои контакты (в отличии от вашего сайта, на котором контакты редакции не найти), при возникновении надобности Галерея со мной взаимодействует. 

Прошу исправить сведения, не соответствующие действительности и опубликовать опровержение.

С уважением, внук Соловьева Евгения Ниловича Соловьев Сергей Сергеевич».

 

  • Автор статьи ещё раз приносит свои глубокие  извинения Сергею Сергеевичу Соловьёву и всем читателям за ошибки и вольности в написании этого материала и публикацию непроверенной информации, справедливо возмутившей чувства родных замечательного художника. 

 

–  Я помню, что сразу после этого я переснял все картины на фотоаппарат, пронумеровал их, но финансовой возможности серьёзно заниматься расчисткой и оформлением всех этих полотен у картинной галереи на тот момент не было, — продолжает свой рассказ научный сотрудник МВЦ Сергей Некрасов. — Она появилась лишь с приходом на пост руководителя МВЦ Антонины Степановны Кошкиной, которая согласовала выделение средств для закупки багета, реек для подрамников – чтобы мы смогли полноценно представить творчество этого мастера широкой аудитории. В выставочном зале на первом этаже сейчас представлены семьдесят пять работ Евгения Ниловича, и ещё двадцать четыре картины экспонируются в нашей постоянной коллекции художественного наследия земляков на втором этаже. Очень жаль, что о самом Евгении Соловьёве мы знаем сегодня совсем не много. В основном это то, что сообщил нам его друг и ученик – тоже известный в Реутове живописец Владимир Михайлович Чернега.

ПроРеутов

– Что же вы узнали от него о Евгении Ниловиче?

– Они вместе ходили на пленэры в Никольское, Салтыковку, Крутицы, вместе рисовали окрестности Реутова. Соловьёв показывал другу секреты своей живописи. А она была, как мы видим, достаточно суровой и правдивой. Вы можете обойти всю экспозицию, но не увидите ни одной работы, которая писалась бы на заказ или специально для того, чтобы кому-то угодить. Вообще, нужно вспомнить те времена, когда жил и творил Соловьёв. Союз художников был тогда макушкой айсберга, члены которого часто обслуживали интересы партии, её деятелей, работали на идеологию. Кто не входил в этот союз, те просто были художниками более низкого статуса, им труднее было зарабатывать, выставляться, словом, приходилось достаточно тяжело. В то же время подлинного творчества – от слова «творить», а не «искушать», как в искусстве, в картинах именно таких художников было гораздо больше. Я так понимаю, что Евгений Нилович Соловьёв, судя по его работам, членом Союза художников не был.

– Давайте поговорим подробнее о творческом наследии этого автора. Вы столько времени провели с этими картинами, подготавливая их к выставке. Наверное, они многое рассказали и о человеке, который их создавал?

– Работы Соловьёва действительно отражают мир, который был ему дорог. Основная часть экспозиции – это пейзажи здешних подмосковных окрестностей, есть натюрморты, есть портреты близких ему людей, сохранился также очень хороший автопортрет и самого Соловьёва. Если взглянуть на тематику его работ, понимаешь, что внимание этого художника притягивала игра света – облака, солнечные лучи, которые перемещаются по поверхности, отражения в воде. Здесь совершенно нет никакой идеологии и политики, то есть человек показывает нам тот мир, который любил, в котором жил. По его работам, кстати, видно, что он был заядлым охотником, что можно понять по ряду натюрмортов с битой дичью, ружьями, есть картина с глухарём на току. И чувствуется, что писалось это всё от души, не ради денег и славы.

– Интересно, как раз без денег в наши дни вдохновения и на десять картин, наверное, не хватит. А тут целая коллекция – почти сто!

– Я не знаю, где и чем он зарабатывал на жизнь, но пласт его работ тем и ценен, что в этом творчестве нет стремления к каким-то шоу-программам или спецэффектам, – отмечает Некрасов. – Евгений Соловьёв точно не гонялся, как сказали бы сегодня, за лайками и не пытался кому-то понравиться. Наверное, поэтому все его работы наполнены подлинностью, которая бесценна. У нас, к сожалению, часто путают настоящее и подлинное. Отличие в том, что настоящим может быть и барахло, а подлинное творчество растёт изнутри, передаёт трепет души автора, который делится с нами чем-то близким и волнующим его сердце.

– А о чём говорят краски, материалы, которые использовал художник?

– Большие полотна написаны на каких-то мешках, сзади есть даже эмблемы и надписи – «Сахар». Как я понимаю, фирменные, фабричные холсты ему были недоступны, поэтому он рисовал на подручных материалах, которые сам грунтовал, а многие подрамники вообще были сбиты из какого-то штакетника или дров. Всё это пришлось перетягивать, иначе они бы просто развалились. Обратите внимание на его графику. На выставке есть только два листа графики Соловьёва – один в большой экспозиции на первом этаже, другой – на втором. Но и эти два образца говорят о том, насколько мощным и хорошим Евгений Нилович был рисовальщиком. Рисунок – это как скелет, если его вытащить, живое существо превратится в бесформенную биомассу. Большинство современных художников, к сожалению, рисовать вообще не умеют, они прячутся за эффекты, например, за какое-то разливание краски, а дай им карандаш и выведи на пленэр, такого рисунка, как у Соловьёва, и близко не получится.

– Что можно сказать о стиле работ Соловьёва?

– Это больше соцреализм, но без какой-либо идеологической основы, обычная, не праздничная действительность из жизни целого поколения, которое называют «детьми войны».

ПроРеутов

А я бы назвал Соловьёва ещё и прекрасным бытописателем. Чем он хорош? А тем, что его работы – достояние города. Времена меняются, в мир стремительно приходят новые технологии, с освоением которых примеров подлинного творчества становится всё меньше. Я считаю, что в этом плане эти девяносто девять картин Соловьёва – огромное наследство для всех нас, особенно для тех юных ребят, которые только мечтают стать художниками и учатся рисовать в нашей реутовской художественной школе. Соц-арт, подобный тому, что создавал Евгений Соловьёв, сегодня продают за огромные деньги на аукционах. Нам повезло, что обстоятельства так сложились, что у нас в Реутове зафиксирована целая коллекция работ редкого мастера, который восхищался простыми вещами и людьми, и самое главное, сумел передать нам всё это через годы на своих полотнах. Думаю, современным художникам, многие из которых стремятся угодить клиенту, творчество Соловьёва понять трудно. Ещё я уверен, что кому-то картины Евгения Ниловича могут и не понравиться – из-за его сурового стиля, в котором нет ни жеманства, ни гламурности, ни напудренности. Я бы вообще не рекомендовал Соловьёва с кем-либо из известных художников сравнивать. Его интересовали какие-то простые, душевные, не помпезные сюжеты и вещи, без призывов в светлое будущее. Возможно, поэтому его картины передают нам спокойное восприятие мира и радость в малом, которую смогут разделить все, кто придёт на нашу выставку.

Добавим, что после открытия экспозиции у многих картин Соловьёва люди буквально замирали, думая о чём-то своём, сокровенном – работы настолько натуралистичны, что в любую из них, кажется, можно шагнуть – и очутиться рядом с художником и его мольбертом на берегу озера, в лесу, у реки или на окраине соседних с Реутовом деревень, многие из которых, к сожалению, навсегда ушли в прошлое. Наверное, поэтому выставка и называется «Послание из 60-х».

Интересно и то, что в представленных девяносто девяти полотнах Соловьёва почти нет индустриальных и городских видов. Впрочем, на нескольких они всё же прорисованы, но так, словно художник намеренно на контрасте хочет столкнуть две окружающие его действительности – нерукотворную природу и разрывающие её на куски линии электропередачи, железнодорожные насыпи, подъёмные краны строящихся вдали многоэтажек…

Скорее всего, у каждого, кто увидит эти картины, будут какие-то свои впечатления и ощущения. Некоторые из первых посетителей выставки признавались, что кисть художника Соловьёва увела их в воспоминания безмятежного детства – куда-то в деревню к любимой бабушке… туда, где нет суеты, где хочется всмотреться в окружающее и просто отдохнуть душой. Коллекция работ Евгения Соловьёва будет представлена в залах МВЦ до 7 сентября. Поверьте, и сам художник, и то, что он создал, неповторимо.

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ПосадиСвоеДерево ЗАГС Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills ДЮСШ Русален Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов
< >