В галерее Музейно-выставочного центра Реутова открылась персональная выставка художника Евгения Ниловича Соловьёва «Послание из 60-х».
О самом авторе прекрасных полотен, который умер в 1986 году, известно совсем немного: родился в 1930 году, окончил художественное училище памяти 1905 года, жил в Реутове, из которого уехал в конце 1960-х годов к себе на родину, в Смоленскую область. Дальше его следы потерялись. Чуть больше десяти лет назад в фонд реутовского городского музея наследники живописца передали больше ста его картин. Сегодня девяносто девять из них реутовчане впервые могут увидеть на первом и втором этажах МВЦ. О творениях Евгения Соловьёва нашему корреспонденту рассказал научный сотрудник МВЦ Сергей Некрасов, который и оформлял эту выставку.
– Эти работы появились в нашем музейном пространстве достаточно давно, ещё до объединения музея с картинной галереей, – говорит Некрасов.
– Наследники Евгения Ниловича передали целую коллекцию его работ...
На самом деле передача картин происходила так, как описал в письме внук Евгения Ниловича — Сергей Сергеевич Соловьёв:
«...картины официально переданы мной МУК "МВЦ" (Реутовской Картинной Галерее), о чём имеются договор пожертвования от 2016 года.
Процесс передачи и оформления занял около пяти лет, фактически картины были переданы в 2011 году, о чём так же имеется акт передачи.
А объединение Галереи с Музеем произошло в 2009 году. Передача картин была не проста, это был длинный путь, по которому я, как наследник осознанно шёл пять лет. Эти пять лет были проведены в плотном контакте с Галереей, при моём участии было организовано две выставки, оформлено множество бумаг, закрепляющих передачу работ. Так же сообщаю, что "принести" некоторые работы было бы затруднительно в силу их размеров Непосредственно передача вылилась в два рейса автомобиля "Газель".
О передаче картин местным телевидением был снят и показан сюжет, у меня было взято интервью. В галерее имеются мои контакты (в отличии от вашего сайта, на котором контакты редакции не найти), при возникновении надобности Галерея со мной взаимодействует.
Прошу исправить сведения, не соответствующие действительности и опубликовать опровержение.
С уважением, внук Соловьева Евгения Ниловича Соловьев Сергей Сергеевич».
– Я помню, что сразу после этого я переснял все картины на фотоаппарат, пронумеровал их, но финансовой возможности серьёзно заниматься расчисткой и оформлением всех этих полотен у картинной галереи на тот момент не было, — продолжает свой рассказ научный сотрудник МВЦ Сергей Некрасов. — Она появилась лишь с приходом на пост руководителя МВЦ Антонины Степановны Кошкиной, которая согласовала выделение средств для закупки багета, реек для подрамников – чтобы мы смогли полноценно представить творчество этого мастера широкой аудитории. В выставочном зале на первом этаже сейчас представлены семьдесят пять работ Евгения Ниловича, и ещё двадцать четыре картины экспонируются в нашей постоянной коллекции художественного наследия земляков на втором этаже. Очень жаль, что о самом Евгении Соловьёве мы знаем сегодня совсем не много. В основном это то, что сообщил нам его друг и ученик – тоже известный в Реутове живописец Владимир Михайлович Чернега.
– Что же вы узнали от него о Евгении Ниловиче?
– Они вместе ходили на пленэры в Никольское, Салтыковку, Крутицы, вместе рисовали окрестности Реутова. Соловьёв показывал другу секреты своей живописи. А она была, как мы видим, достаточно суровой и правдивой. Вы можете обойти всю экспозицию, но не увидите ни одной работы, которая писалась бы на заказ или специально для того, чтобы кому-то угодить. Вообще, нужно вспомнить те времена, когда жил и творил Соловьёв. Союз художников был тогда макушкой айсберга, члены которого часто обслуживали интересы партии, её деятелей, работали на идеологию. Кто не входил в этот союз, те просто были художниками более низкого статуса, им труднее было зарабатывать, выставляться, словом, приходилось достаточно тяжело. В то же время подлинного творчества – от слова «творить», а не «искушать», как в искусстве, в картинах именно таких художников было гораздо больше. Я так понимаю, что Евгений Нилович Соловьёв, судя по его работам, членом Союза художников не был.
– Давайте поговорим подробнее о творческом наследии этого автора. Вы столько времени провели с этими картинами, подготавливая их к выставке. Наверное, они многое рассказали и о человеке, который их создавал?
– Работы Соловьёва действительно отражают мир, который был ему дорог. Основная часть экспозиции – это пейзажи здешних подмосковных окрестностей, есть натюрморты, есть портреты близких ему людей, сохранился также очень хороший автопортрет и самого Соловьёва. Если взглянуть на тематику его работ, понимаешь, что внимание этого художника притягивала игра света – облака, солнечные лучи, которые перемещаются по поверхности, отражения в воде. Здесь совершенно нет никакой идеологии и политики, то есть человек показывает нам тот мир, который любил, в котором жил. По его работам, кстати, видно, что он был заядлым охотником, что можно понять по ряду натюрмортов с битой дичью, ружьями, есть картина с глухарём на току. И чувствуется, что писалось это всё от души, не ради денег и славы.
– Интересно, как раз без денег в наши дни вдохновения и на десять картин, наверное, не хватит. А тут целая коллекция – почти сто!
– Я не знаю, где и чем он зарабатывал на жизнь, но пласт его работ тем и ценен, что в этом творчестве нет стремления к каким-то шоу-программам или спецэффектам, – отмечает Некрасов. – Евгений Соловьёв точно не гонялся, как сказали бы сегодня, за лайками и не пытался кому-то понравиться. Наверное, поэтому все его работы наполнены подлинностью, которая бесценна. У нас, к сожалению, часто путают настоящее и подлинное. Отличие в том, что настоящим может быть и барахло, а подлинное творчество растёт изнутри, передаёт трепет души автора, который делится с нами чем-то близким и волнующим его сердце.
– А о чём говорят краски, материалы, которые использовал художник?
– Большие полотна написаны на каких-то мешках, сзади есть даже эмблемы и надписи – «Сахар». Как я понимаю, фирменные, фабричные холсты ему были недоступны, поэтому он рисовал на подручных материалах, которые сам грунтовал, а многие подрамники вообще были сбиты из какого-то штакетника или дров. Всё это пришлось перетягивать, иначе они бы просто развалились. Обратите внимание на его графику. На выставке есть только два листа графики Соловьёва – один в большой экспозиции на первом этаже, другой – на втором. Но и эти два образца говорят о том, насколько мощным и хорошим Евгений Нилович был рисовальщиком. Рисунок – это как скелет, если его вытащить, живое существо превратится в бесформенную биомассу. Большинство современных художников, к сожалению, рисовать вообще не умеют, они прячутся за эффекты, например, за какое-то разливание краски, а дай им карандаш и выведи на пленэр, такого рисунка, как у Соловьёва, и близко не получится.
– Что можно сказать о стиле работ Соловьёва?
– Это больше соцреализм, но без какой-либо идеологической основы, обычная, не праздничная действительность из жизни целого поколения, которое называют «детьми войны».
А я бы назвал Соловьёва ещё и прекрасным бытописателем. Чем он хорош? А тем, что его работы – достояние города. Времена меняются, в мир стремительно приходят новые технологии, с освоением которых примеров подлинного творчества становится всё меньше. Я считаю, что в этом плане эти девяносто девять картин Соловьёва – огромное наследство для всех нас, особенно для тех юных ребят, которые только мечтают стать художниками и учатся рисовать в нашей реутовской художественной школе. Соц-арт, подобный тому, что создавал Евгений Соловьёв, сегодня продают за огромные деньги на аукционах. Нам повезло, что обстоятельства так сложились, что у нас в Реутове зафиксирована целая коллекция работ редкого мастера, который восхищался простыми вещами и людьми, и самое главное, сумел передать нам всё это через годы на своих полотнах. Думаю, современным художникам, многие из которых стремятся угодить клиенту, творчество Соловьёва понять трудно. Ещё я уверен, что кому-то картины Евгения Ниловича могут и не понравиться – из-за его сурового стиля, в котором нет ни жеманства, ни гламурности, ни напудренности. Я бы вообще не рекомендовал Соловьёва с кем-либо из известных художников сравнивать. Его интересовали какие-то простые, душевные, не помпезные сюжеты и вещи, без призывов в светлое будущее. Возможно, поэтому его картины передают нам спокойное восприятие мира и радость в малом, которую смогут разделить все, кто придёт на нашу выставку.
Добавим, что после открытия экспозиции у многих картин Соловьёва люди буквально замирали, думая о чём-то своём, сокровенном – работы настолько натуралистичны, что в любую из них, кажется, можно шагнуть – и очутиться рядом с художником и его мольбертом на берегу озера, в лесу, у реки или на окраине соседних с Реутовом деревень, многие из которых, к сожалению, навсегда ушли в прошлое. Наверное, поэтому выставка и называется «Послание из 60-х».
Интересно и то, что в представленных девяносто девяти полотнах Соловьёва почти нет индустриальных и городских видов. Впрочем, на нескольких они всё же прорисованы, но так, словно художник намеренно на контрасте хочет столкнуть две окружающие его действительности – нерукотворную природу и разрывающие её на куски линии электропередачи, железнодорожные насыпи, подъёмные краны строящихся вдали многоэтажек…
Скорее всего, у каждого, кто увидит эти картины, будут какие-то свои впечатления и ощущения. Некоторые из первых посетителей выставки признавались, что кисть художника Соловьёва увела их в воспоминания безмятежного детства – куда-то в деревню к любимой бабушке… туда, где нет суеты, где хочется всмотреться в окружающее и просто отдохнуть душой. Коллекция работ Евгения Соловьёва будет представлена в залах МВЦ до 7 сентября. Поверьте, и сам художник, и то, что он создал, неповторимо.