Десятиклассник из многодетной реутовской семьи Георгий Даниелян прошёл недельное обучение в прославленном американском ракетно-космическом центре Alabama US Space & Rocket Center в городе Хантсвилле. О том, как ученику физико-математического класса школы № 6 удалось попасть в интернациональную команду ребят из разных стран и целую неделю жить в условиях, приближённых к быту астронавтов, рассказали сам Георгий и его мама Диана Даниелян.
Забегая вперёд, отметим, что до этого состоялся заочный отбор, который прошли только четыре российских школьника: реутовчанин и три девушки, из Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Их в феврале пригласили в Америку на образовательную программу за счёт принимающей стороны, правда, перелёт до места действия оплачивали сами приглашённые.
Наукоград по-американски
Для начала несколько слов о Хантсвилле. Этот американский город в штате Алабама и Реутов с его градообразующим предприятием «НПО машиностроения» во многом схожи. В конце 1940-х годов неподалёку от Хантсвилла был создан исследовательский центр по разработке баллистических ракет. Летом 1949 года сюда переехала группа конструкторов фон Брауна — отца американской космической программы. Под его началом была разработана первая баллистическая ракета США, которую также использовали для запуска искусственных спутников Земли. А ещё специалисты исследовательского центра в Хантсвилле принимали непосредственное участие в таких космических проектах, как полёт человека на Луну на ракете «Сатурн-5», совместная с СССР программа «Союз» — «Аполлон», работа на Международной космической станции (МКС) и во многих других.
В 1970 году в Хантсвилле был открыт музей, в котором представлен парк ракет, а также свыше 1000 экспонатов, связанных с историей освоения космоса и американской ракетной программой. На базе музея ракетно-космического центра под эгидой известной корпорации Honeywell, которая специализируется на разработке аэрокосмического оборудования, в специальной Академии лидерства (Honeywell Leadership Challenge Academy) ежегодно проходят уникальные образовательные программы для детей и старшеклассников со всего мира.
— Георгий, расскажи, с чего начиналась вся эта история с поездкой в Америку на обучение?
— Я думаю, она началась очень давно, когда всё, что касается ракет, авиации и робототехники, стало меня интересовать. Я ходил на робототехнику, когда занятия проводили ещё МФЦ, а до этого занимался в детском кружке ракетостроения в «Парусе». Там моделирование было совсем простое — в основном мы делали ракеты из бумаги, — рассказывает Георгий. — О программе обучения в Америке мне помог узнать папа (Роман Даниелян по первой своей профессии — инженер. — Прим. ред.). У него есть знакомые, чьи дети уже ездили на стажировку в Leadership Challenge Academy. Они и рассказали, что идёт отбор на зимнюю смену. Я подал свою заявку, написал на английском языке эссе о себе: что умею, чем увлекаюсь, где учусь, приложил грамоты, например, за свой проект в городском конкурсе IT-парк, и стал ждать. Через два месяца пришёл ответ, что я принят и поеду в Америку.
— Ответ пришёл 26 декабря, — уточняет мама Георгия, — так что получился очень хороший подарок к Новому году. Мы, признаться, не ожидали, что Георгия пригласят с первого раза. Потом нам прислали приглашение и документы, которые мы должны были подписать в школе. Спасибо классному руководителю Георгия Юлии Юрьевне Дюбкиной и директору школы Игорю Евгеньевичу Володину, за то, что помогли с этим. А потом мы получили визу. Сама недельная поездка состоялась в феврале. Я очень волновалась за сына, ведь это был его первый выезд так далеко: перелёт в Хантсвилл долгий, да ещё с тремя пересадками. Впрочем, Гера по прибытию сразу нам сообщил, что всё хорошо, и дальше постоянно был на связи.
— Каковы первые впечатления от американского Хантсвилла?
— Этот город с нашим объединяет космическая тема, только Реутов растёт больше вверх, а Хантсвилл, скорее, вширь. Там есть один из ведущих колледжей, связанный с космосом, который готовил астронавтов ещё во времена «Апполона». И, конечно, меня очень впечатлил музей ракетно-космического центра. В него после закрытия лунной программы перевезли оригинальный «Сатурн-5». Там очень много уникальных экспонатов, кабинет фон Брауна, например, а ещё есть симуляторы, на которых можно заниматься и ощущать себя настоящим космонавтом или пилотом.
Как выяснилось, все четыре школьника из России попали в разные группы.
— Это делают специально, чтобы дети между собой общались только на английском языке, а не на родном, поэтому всех россиян определили в разные группы, — пояснила Диана Даниелян.
— В моей группе были ребята из Турции, США, Канады, Арабских Эмиратов и из Панамы. В первый же день у нас прошли занятия по командообразованию, и это нас сразу сдружило. А если говорить про другие дни, они были больше посвящены изучению космической части, инжиниринга и наук, нужных для астронавтов, наработке полезных навыков, а вот математики было немного, зато была очень интересная практическая часть. Эта современная методика называется STEM, — сообщил Георгий Даниелян.
— А можно об этом поподробнее?
— На занятиях по методике STEM больше используются междисциплинарные и прикладные подходы, то есть сразу четыре направления интегрированы в единую парадигму обучения, которая основана на реальном практическом применении, — поясняет мама Георгия.
— Георгий, какая практика тебе запомнилась?
— В один день нашу группу разделили на подгруппы: кто-то пошёл осматривать «Шатл», кто-то — центр управления, а кто-то отправился на копию МКС, — рассказывает Георгий. — У нас были инструкции с заданиями, которые каждый из нас должен был выполнять в условиях трёхчасового симулированного полёта. Например, ошибка на станции, которую команда должна быстро устранить по подсказкам из центра управления.
— И невесомость была?
— Была имитация невесомости. Ребята работали в подвешенном состоянии на специальных пружинах. У меня и у моих напарников на станции была задача провести несколько опытов, записать и передать их результаты в центр. Потом по этим результатам с нами разбирали ошибки и недочёты. Кроме этого, каждый день мы ходили на занятия по конструированию ракет. В итоге наша команда не просто собрала ракету — это очень просто, а запрограммировала контроллеры и реально запустила её. Потом по результатам этого полёта мы делали презентацию. А ещё в один из дней нас тестировали на находчивость и сообразительность. Например, с помощью тонкой фольги, горелки и проволоки мы должны были сделать тепловой щит, который продержится в работе хотя бы минуту без расплавления фольги и клея. Долго думали, собирали-разбирали, протестировали — сработало!
За штурвалом истребителя и не только
Как рассказал Георгий, помимо лагеря космической направленности, в Хантсвилле есть и образовательные проекты, связанные с авиацией и роботехникой.
— Мы побывали в авиационном лагере, где находится музей самолётов. В нём есть даже советский МИГ, который в своё время сбил около 50 самолётов. А ещё там имеются тренажёры-симуляторы по пилотированию истребителей. В первый день нам просто дали полетать, а во второй у нашей команды было конкретное задание: сформировать группу истребителей для уничтожения трёх целей. Эта группа крылатых машин с вооружением должна была уложиться в определённый бюджет, при этом нужно было предусмотреть, чтобы остались деньги на случай, если вдруг кто-то из нас упадёт. А упасть там очень легко! В итоге мы уничтожили все цели, всё верно рассчитали, нашу команду наставники отметили и похвалили. А ещё мы были в центре для подготовки астронавтов, где лично меня очень хорошо покрутили в центрифуге.
— А какие были условия проживания?
— Само здание лагеря выполнено в стиле космической станции: никаких ковров и излишеств, минимализм, всё максимально функциональное — и на кухне, и в комнатах, — рассказал Георгий.
— Пища была тоже космической?
— Нет, вполне земная, по странам мира, представители которых бывали на МКС. Например, на обед — японские блюда, на ужин — испанские, но завтрак всегда был американским.
— Успел ли ты за эту неделю обучения по-настоящему подружиться с кем-то из ребят?
— Со всеми из нашей группы мы стали хорошими друзьями, — отвечает Даниелян. — Там практически везде требовалась командная работа, один человек с теми заданиями, которые нам давали, вряд ли бы справился, поэтому приходилось находить взаимопонимание со всеми, учиться взаимодействию.
— А чем вы занимались в последний день обучения?
— Было что-то вроде экзамена от компании Honeywell. Наша команда выполняла миссию спасательной операции в торговом центре, пострадавшем от урагана. Нас поделили по группам: медики, спасатели, координаторы. Я был среди спасателей, в мои функции входило держать связь со всеми участниками операции по эвакуации людей из торгового центра, выяснять причины ЧП, передавать эту информацию в центр управления и логистам, получать от них инструкции и распоряжения. По легенде людей из магазина мы благополучно вывели. А в самом конце стажировки каждого из нас наградили за хорошие результаты.
До и после
— Как ты сам считаешь, после поездки в Америку в твоих целях на дальнейшую учёбу и выбор профессии произойдут перемены?
— У него физика и математика, как были любимыми предметами, так и остаются, — подмечает мама Георгия, — именно поэтому сын стремился попасть в физико-математический класс, заранее готовился к ОГЭ по профильным предметам и успешно сдал экзамены. Надеюсь, через год с ЕГЭ и поступлением у нас тоже всё получится — в школе у него очень сильные преподаватели по математике и физике: Марина Александровна Довиденко и Галина Ураловна Лахова.
— А куда планируешь поступать?
— В МГТУ имени Н.Э. Баумана, на аэрокосмический факультет, — отвечает Георгий.
— А вообще, увлечение ракетотехникой и авиацией тебе кто-то прививал или ты сам их выбрал?
— Он с самого детства нам говорил: сначала — «буду пилотом», а потом у него проявились конструкторские наклонности: любит что-то собирать, какие-то свои проекты по физике делает, часто сидит с паяльником, — замечает мама десятиклассника. Мы эти увлечения поддерживаем.
— Георгий, а в «Изобретариуме» ты продолжаешь заниматься? Ведь там много интереснейших направлений, из тех, что тебя интересуют?
— Если честно, к сожалению, мне не хватает времени на это, потому что сейчас я усиленно готовлюсь к поступлению. Часто остаюсь на дополнительные занятия в школе и ещё отдельно занимаюсь с преподавателем английского языка.
— Раз ты изучаешь английский, может быть, ещё поменяешь своё решение и поступишь куда-нибудь по гуманитарному направлению?
— Я считаю, что физмат мне в жизни пригодится больше. Если человек разбирается в физике и математике, к тому же умеет делать что-то своими руками, он справится с любой задачей и найдёт решение в любой ситуации.
— Его папа тоже об этом всегда говорит, — улыбается Диана. — И наша жизнь это правило пока подтверждает.
Зинаида Гейдельман