Известная реутовская фигуристка, мастер спорта международного класса Мария Сотскова в программе «Диалог» реутовского телевидения рассказала о своих первых шагах в большой спорт, о многочасовых тренировках, о взлётах и падениях, об учёбе на хореографа в ГИТИС, а также ответила на вопросы зрителей. Передача вышла в эфир 11 марта.
— Вы — гордость фигурного катания в Реутове. Мы всей редакцией пристально за вами следим, но хотелось бы спросить, а с чего всё началось?
— Началось всё в три года с катка в соседнем московском районе Новокосино. Мама хотела, чтобы я чем-то занималась, не сидела дома. Меня привели на каток, который как раз был под боком. Первое время это было тяжёлое испытание для меня.
— Как проходил этот первый день, вы помните его?
— Именно его я уже не помню, но помню, что для меня это было очень тяжело и мне не хотелось туда идти. Во-первых, тренировки начинались очень рано, в 6-7 утра. К тому же, всё происходило на катке за закрытыми дверями — родители были отстранены от процесса, они не могли даже смотреть на наши занятия. Тренер, который всё время кричит... Конечно, всё это было мне не в радость. Но потом потихоньку всё само собой начало срастаться.
— И как же это происходит? Давайте приоткроем завесу тайны пути юной фигуристки.
— Изначально в группе очень много детей. Потом проходит тестирование, во время которого мы выполняем базовые упражнения. Те, кто плохо справился с задачей, уходят. Остаётся группа, которую формирует тренер. Тогда уже начинается подготовка программ и первые соревнования.
— Когда вы поняли, что фигурное катание вам нравится и это именно то, чем вы хотите заниматься?
— Наверное, лет в пять. Это были первые или вторые соревнования, когда я осознала, что это то дело, которым я хочу заниматься долго, что мне это нравится и у меня получается. На первых соревнованиях я была тридцать второй, но выступила очень хорошо. А на вторых — была уже первой. Тогда, наверное, начался мой путь, когда я осознанно начала приходить на соревнования и понимать, что я делаю это для завоевания медали.
— Расскажите о своей семье, она у вас спортивная?
— Нет, папа у меня занимался боксом в юности, но не профессионально, а на любительском уровне; мама танцевала.
— Гран-при Японии — одна из ваших самых громких побед. Вам было тринадцать лет — вы заявили о себе на весь мир, это была потрясающая победа. Как вы это восприняли?
— Когда ты приходишь на каток, ты ограничен во всём. Нет никакого ощущения, что на тебя обрушилась слава. Конечно, я была счастлива, когда приехала с соревнований, но я понимала, что нужно работать дальше. Впереди был чемпионат мира среди юниоров, и нужно было потрудиться. Но, к сожалению, до него я так и не доехала — получила травму за три дня до отъезда и выбыла на полтора месяца...
— Часто у фигуристов бывают травмы?
— К сожалению, это неизбежно. Бывает даже, что кто-то просто на улице подворачивает ногу и получает травму вне катка. И, конечно, можно травмироваться во время тренировочного процесса.
— Первый тренер, как и первый учитель, остаётся в памяти на всю жизнь. У вас им была Светлана Панова, вы поддерживаете сейчас связь?
— Я бы сказала, что это не просто первый учитель, а мама в фигурном катании, которая даёт тебе жизнь в спорте. Для меня это очень важный человек, но сейчас мы, к сожалению, не поддерживаем связь, но я её люблю, уважаю и благодарна ей за всё.
— Для зрителя фигурное катание — красивая картинка, все движения так отлажены. Но что за этим кроется?
— Повседневная тяжёлая работа. Весь день ты на катке, работаешь с тренером практически в режиме 24/7. Не важно, на льду или вне его, но это постоянная связь с тренером и бесконечная работа.
— Сколько раз в неделю проходят тренировки?
— Шесть раз и практически весь день, с 9 утра и до 18 вечера, иногда уходим даже позже.
— А как же школа, свободное время, друзья?
— Они уходит на второй план, а образование становится больше дистанционным — мы получаем помощь от учителей дома, учимся самостоятельно, занимаемся с репетиторами, потому что ходить в школу у нас просто нет времени.
— Никогда не возникало желания всё бросить?
— Конечно, всякое бывает. И нервы сдают, и возникает ощущение, что больше ничего не хочется, например, после поражений или во время неудачных тренировок. Самое главное, чтобы рядом оказались люди, которые приведут тебя в чувство, поддержат, помогут, восстановят.
— Какой метод вас приводит в чувство? На вас надо накричать или, наоборот, погладить?
— Я не воспринимаю крик, это точно не мой метод. Мне, скорее всего, нужно просто спокойно поговорить с тренером. Если я почувствую в нём уверенность и он внушит её мне, то меня это остановит от преждевременных поступков.
— У кого сейчас вы тренируетесь?
— У Светланы Соколовский в ЦСКА.
— Через что вам пришлось пройти на пути к победам?
— В любом виде спорта нужно прикладывать колоссальные усилия, чтобы чего-то достичь. Присутствует всегда и доля удачи. Всякие времена бывали, и тяжёлые, и хорошие, но тренироваться — всегда тяжело, это каждодневное преодоление себя. Несмотря на усталость, лень, травмы, боль, ты понимаешь, для чего ты каждое утро встаёшь и идёшь на тренировку. А когда ты перестаёшь это понимать, наверное, останавливаешься.
— Вы завоевали «серебро» на юношеской олимпиаде, у вас было великолепное выступление. По прошествии лет как вы думаете, чего вам не хватило в тот момент?
— Я никогда не оглядываюсь назад. Конечно, вспоминаю, бывает, пересматриваю. Всегда есть, к чему стремиться и над чем работать. В тот момент моя конкурентка оказалась сильнее меня. На том старте вообще всё было очень сложно, потому что во время короткой программы я ошиблась, мне удалось наверстать то, что я потеряла, в произвольной программе. Рада, что это закончилось хотя бы так, потому что могло быть и хуже.
— Наверное, для фигуриста очень важно правильно настроиться на выступление. Есть какой-то секрет?
— У каждого это индивидуально. Я, бывало, полностью отключалась от внешнего мира. В день соревнований телефон выключен, я никому не отвечала. С тренером общалась тоже по-минимуму, только во время тренировки. Потом я надевала наушники и самостоятельно настраивалась, потому что мне казалось, что так я максимально сфокусирована и могу копить энергию. С возрастом это стало уходить, я чувствовала себя уверенней на соревнованиях. Это опыт и понимание того, что ничто не вечно. Когда-то это может закончиться и нужно наслаждаться каждым мгновением. Соревнование для нас — огромное событие, мы очень долго к нему готовимся. Раньше у меня была цель стать первой, потом пришло осознание, что это не только ради побед — я получаю от этого удовольствие. Мне хочется насладиться моментом, увидеть зрителей на трибуне, почувствовать их энергетику, пообщаться с соперниками до стартов, с иностранными спортсменами мы видимся не так часто, со многими я общаюсь и дружу. Когда ты взрослеешь, приоритеты немного сдвигаются.
— Здоровая конкуренция всегда должна оставаться.
— Она всегда была здоровой, козней никаких не было. Просто в начале всё очень целенаправленно, а потом становится свободнее и спокойнее.
— Недавно наши спортсменки заняли весь пьедестал на чемпионате Европы в Австрии. Как вы думаете, с чем связан в последнее время успех именно в одиночном катании?
— У нас давно фигуристки в одиночном катании одни из самых сильных в мире. Сейчас просто пошли четверные прыжки — это вообще космос недосягаемый. А то, что девочки из России самые сильные, давно не секрет.
— Не грозит ли фигурному катанию то, что всё сведётся к техническим моментам, а сама красота отойдёт на второй план?
— Если тренер и спортсмен будут контролировать процесс, работать над этим, то такого не произойдёт. Да, это трудно. Когда техническая составляющая колоссально сложная, то это тяжело совмещать, но думаю, что возможно. У наших спортсменок хорошие программы, скольжение, просто всё нужно совершенствовать и собирать вместе. Это сложно, но по силам.
— Как создаётся новая программа для фигуриста?
— У всех по-разному. Мы собирались вместе — постановщик, тренер, хореограф и я — приносили музыку, слушали всё, смотрели, что мне подходит, а что нет. В любом случае последнее слово всегда за тренером, но ты можешь повлиять на это, потому что именно спортсмену предстоит катать эту программу. Бывало, что постановщик приходил с готовым образом и музыкой. А иногда это очень длительный процесс, но в итоге получается хорошая программа.
— Сама фигуристка может сказать, что хочет кататься под определённую музыку?
— Конечно. У меня было так в последнем сезоне. Я предложила свой вариант, и со мной согласились. В таком возрасте со спортсменом уже советуются, опираются на его решения.
— Согласовали музыку, что дальше?
— Обычно в марте-апреля идёт постановка программы. Её долго корректируют и переделывают. Когда она готова, начинается её отработка с хореографом. Мы утверждаем, какие в итоге элементы будем ставить. Происходит отдых и затем вкатка в сезон. Прорабатываем элементы, накатываем программу, связки и готовимся к соревнованиям.
— Кто придумывает образ?
— Это общая работа команды, а она у меня всегда была очень большая. Принимали участие практически все: семья, тренерский штаб, я, возможно даже приглашённые специалисты. Ответственной за костюмы до определённого момента была моя мама. Хореограф отвечал за свою часть. С тренером мы каждый день придумывали и пробовали что-то новое. Это слаженная работа.
— Вы недавно вернулись из Краснодара, чем вы там занималась?
— Меня пригласили провести мастер-класс. Я провела часовое занятие для детей от пяти до семнадцати лет. Основная цель — поделиться своим спортивным опытом, вдохновить ребят кататься. Столицы фигурного катания у нас — это Москва и Санкт-Петербург, а в регионах этот вид спорта не так развит. Надеюсь, им это поможет.
— В августе вы получили медаль, кто и за что вас наградил?
— Начальник команды ЦСКА непосредственно за заслуги перед клубом.
— Два года назад вы поступили на балетмейстерский факультет института театрального искусства. С чем связан такой выбор?
— Я всегда хотела поступить не в спортивный вуз, не по специальности тренера. Далеко я, конечно, не ушла от своей профессии, но в итоге пришла к выводу, что хочу быть хореографом. Мне очень интересно учиться в ГИТИС, там совсем другая атмосфера, я вдохновляюсь и заряжаюсь, когда прихожу в институт, мне безумно нравится.
Одна из зрительниц спросила, с какого возраста лучше всего отдавать ребёнка в секцию фигурного катания.
— Обычно в три-четыре года. Позже обычно не приходят, но и раньше не нужно. Это самый оптимальный возраст.
Другая реутовчанка поинтересовалась, что фигуристы делают, чтобы после падения не оставались синяки, есть ли какие-то специальное средство.
— Мы с самого детства набиваем шишки, поэтому у нас вырабатывается какой-то иммунитет. Когда образуются большие гематомы, то делаем физиопроцедуры. Спортсмены очень терпеливые люди, мы не жалуемся никогда — у нас всегда всё хорошо.
— Как вы видите свою дальнейшую карьеру?
— Пока это ежедневные муки размышлений и выбора, в голове много мыслей. Надеюсь, со временем вы всё увидите. Сейчас у меня конец соревнований, в чемпионате мира я не участвую. У меня есть время подумать, потренироваться, поставить новую программу, всё взвесить и уже дальше решать.
— Какая у вас есть мечта?
— Мечта... Не знаю, просто хочу, чтобы мои близкие всегда были здоровы и рядом со мной. И чтобы в мире было побольше добра. Всего остального возможно достичь своим трудом.
Наша справка
Мария Сотскова – участница зимних Олимпийских игр-2018 (Пхенчхан, Южная Корея), серебряный призёр финала Гран-при по фигурному катанию 2017/2018 (Нагоя, Япония), победительница международного турнира Ondrej Nepela Trophy 2016 (Братислава, Словакия), серебряный призёр юношеских Олимпийских игр (Лиллехаммер, Норвегия) и чемпионата мира юниоров (Дебрецен, Венгрия) 2016 года.