На самые важные вопросы жителей о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями ответил генеральный директор одной ООО «Р-Сетевая компания» Владимир Диденко.
– Владимир Александрович, право заключать прямые договоры появилось у собственников квартир ещё с 2018 года, но до сих пор существует множество вопросов и самый важный из них: на что направлены данные изменения?
–Вступившие в силу изменения в Жилищный кодекс – это попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ. Их смысл в попытке упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения договоров с ресурососнабжащими организациями напрямую и сделать более прозрачным процесс прохождения коммунальных платежей конечному получателю, исключить из цепочки отношений между потребителями (собственники и наниматели жилых помещений) и ресурососнабжащими организациями посредника – управляющую компанию.
Кроме того, с переходом на прямые договоры минимизируются риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий.
– Поможет ли переход на прямые договоры избежать солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей?
– Конечно. К сожалению, управляющая организация вправе распределять часть долгов на соседей пропорционально размеру их общей площади в размере, не превышающем установленного в регионе норматива расходов на общедомовые нужды. При переходе на прямые договоры каждый будет платить за себя сам.
–Как Вы относитесь к данной инициативе? Выгодна ли она ресурсоснабжающей компании?
– В целом, я одобряю данную инициативу, но, как и везде, здесь тоже есть свои «подводные камни». Из позитивного можно отметить прямые платежи и поступления денег от жителей сразу на счета теплосети. Исходя из этого, мы можем планировать ремонтные работы и работы по реконструкции тепловых сетей. С другой стороны, всегда есть потребители, которые не платят за ЖКУ (их немного, но все же). Если раньше управляющие компании доплачивали нам за недобросовестных потребителей от 5% до 30% и проводили досудебную работу по погашению задолженности, то теперь эта работа перекладывается на «наши плечи».
Второе позитивное изменение для жителей в том, что прямые договоры позволяют чётко разграничивать зоны ответственности между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями. Ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому, а управляющая компания – за то, что случается внутри дома. И если, допустим, где-то прорвало трубу, и в дом не поступает отопление – это наша ответственность. А если трубу прорвало в подвале – то зона компетенций УК. В таких ситуациях жители чётко знают, к кому обращаться за решением проблемы.
– Какие ещё возможности для собственников открывает заключение прямых договоров?
– Прямые договоры однозначно повысят уровень ответственности и компетентности наших жителей по вопросам, связанным с оплатой ЖКУ. Многие станут более вдумчиво подходить к вопросам потребления ресурсов, установят индивидуальные приборы учёта, начнут отслеживать температуру воды и батарей отопления. Это потребует чуть больше времени и внимания от жителей, но так уже давно живёт весь мир. Любой европеец разложит вам все свои коммунальные платежи по полочкам, вплоть до цента. И нам, как ресурсоснабжающей компании, придётся стать более открытыми и клиентоориентированными, ведь теперь все претензии по качеству оказанных услуг и начислению по ним жители будут предъявлять непосредственно нам.
–Получится ли платить за коммуналку меньше?
– Возможность сэкономить на услугах ЖКХ есть только в случае ответственного потребления, других вариантов на сегодня просто нет. «Р-Сетевая компания» не имеет ни права, ни возможности снизить тариф, а при этом при новых условиях мы должны сами проводить начисление, принятие показаний приборов учёта, взыскание задолженности, что уже привело к увеличению нашего штата, но не к увеличению доходов, к сожалению. Зато у потребителя есть твердая уверенность, что его платежи уходят по назначению, а поставки коммунальных ресурсов и их оплаты максимально прозрачны для всех. К тому же, при некачественно оказанных услугах потребитель может их не оплачивать, предварительно осуществив необходимые замеры и поставив в известность ресурсника.
– Как осуществить переход?
–Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны провести общее собрание, принять на нём соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию.
Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесён ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чём она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания.
– Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?
– Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.
– А по инициативе ресурсоснабжающей организации?
– Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным «виновником» заключения прямых договоров с потребителями в случае, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Федеральным законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией, после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья.
– Что будет с должниками?
– Вероятно, что ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов. В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд.