Свой 25-летний юбилей отмечает в этом году реутовский клуб армрестлинга. Сегодня секцией руководит мастер спорта Сергей Морозов, под его началом на базе школы № 2 занимаются ребята от 12 лет старше. Однако сейчас все спортивные мероприятия отменены из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Пока все вынуждены придерживаться введённых ограничительных мер и соблюдать режим самоизоляции, мы решили поинтересоваться у мастера спорта Татьяны Осиповой, на чём основывается эффективное взаимодействие тренера и спортсмена.
Татьяна убеждена, что прежде всего взаимоотношения наставника и его воспитанника должны способствовать улучшению результатов:
— Хорошие отношения с тренером необходимы для результативности спортсмена и прогресса. Чтобы отношения были эффективными, должен быть высокий уровень понимания, честности, поддержки, симпатии, благожелательности, отзывчивости, дружелюбия, желания сотрудничать, заботы и уважения друг к другу. Развитие этих сторон требует постоянного общения и взаимодействия до, во время и после тренировок и состязаний.
Насколько важна связь тренера и спортсмена, наша собеседница проиллюстрировала на своём примере:
— Мой путь в спорте начался в 12 лет. За спортивную карьеру у меня поменялся не один тренер, но именно благодаря первому из них у меня сложился определенный стереотип идеального тренера, который становится твоим наставником не только в спорте, но и по жизни — всегда чувствуется поддержка и понимание.
Татьяна признаётся, что в силу возраста считала, что он просто хороший человек, с которым комфортно на тренировках, соревнованиях и сборах. И только повзрослев и связав свою жизнь с тренерской деятельностью, девушка осознала, что тренер — это намного больше, это профессионал, знающий не только методику преподавания спортивных программ, но ещё хороший педагог и психолог.
— Я поняла, почему хотелось идти на тренировки, преодолевать препятствия и снова вставать на ноги после неудач. Я связала свою жизнь с таким видом единоборств, как армрестлинг. В нашем виде спорта, впрочем, как и во многих других, бывших спортсменов не бывает. Те, кто перестаёт выступать профессионально, всё равно продолжают бороться на любительских соревнованиях «во дворах» и, так или иначе, остаются в спорте. А часть спортсменов становятся тренерами. Всем нам известно, что не каждый выдающийся и успешный спортсмен сможет стать хорошим тренером. Бывает и так, что отличными тренерами становятся спортсмены, по той или иной причине не достигшие всех вершин в спорте. Именно к такой категории тренеров относимся я и мой супруг. Мы оба являемся мастерами спорта России по армрестлингу. Для него тренерство — это не только основной заработок, но и смысл жизни. Я участвую в тренировочном процессе, и наши воспитанники считают меня вторым тренером. Из стен нашего тренировочного зала вышел не один мастер спорта.
Тренер добавляет, что на себе испытывает все ступени, которые приходится проходить спортсмену — от первого шага в зал до первого шага на пьедестал почёта:
— Конечно, поначалу дети и подростки чувствуют себя неуверенно, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, в зависимости от особенностей характера. Первая задача тренера — создать такую комфортную атмосферу, чтобы, во-
первых, максимально расположить к себе человека, постараться снять с него напряжение, расслабить и вовлечь в тренировочный процесс, а, во-вторых, чтобы ребёнок захотел прийти на вторую и последующие тренировки.
Поскольку армрестлинг — индивидуальный вид спорта, то, поясняет Татьяна, основным методом определения физической подготовки и выявления потенциально сильных и слабых сторон является спарринг. Встав в первый раз за стол с более опытным спортсменом, у новичка возникает чувство неловкости и стеснения, потому что он понимает, что намного слабее, хотя и думал, возможно, что способен на большее:
— Возникает такое ошибочное чувство, потому что в нашем виде спорта рельеф и внешний вид не всегда говорят о силе, вся сила заключена в связках и проработанных углах. И тут тренеру главное объяснить ребёнку, что у него есть большой потенциал, и выделить его физиологические, антропометрические особенности или похвалить за развитую координацию и скорость реакции. Главное — дать спортсмену поверить в себя на начальном этапе и вселить в него дух спортсмена.
Затем, по словам нашей собеседницы, важно расставить приоритеты, объяснить правила и получить уважение спортсмена. Когда он становится готов к выступлениям на соревнованиях, то большую роль играет психологическая поддержка, которую оказывает тренер. Даже опытному спортсмену страшно выходить на поединок, не говоря уже о начинающем.
— Важно не только требовать от спортсмена результата поединка, но донести до ребёнка, что не будет ничего страшного, если он проиграет. Здесь к каждому нужен индивидуальный подход. Каждый человек реагирует по-своему на стрессовые ситуации. Когда в такие ответственные моменты находятся нужные слова, тогда и устанавливается связь тренера и спортсмена, начинается взаимодействие. А когда оно подкрепляется положительными эмоциями в виде достижения определенного результата, то эта связь становится все прочнее.
В армрестлинге, замечает Татьяна, существуют весовые категории, и спортсмену приходится корректировать свой вес. Иногда это бывает сложно. В такие моменты тренер начинает взаимодействовать не только со спортсменом, но и с его родителями, ведь важно не просто прописать схему питания, но поддерживать морально, так как очень сложно отказаться от привычного рациона в пользу достижения желаемого веса и попадания в определённую весовую категорию.
— Взаимодействие с родителями продолжается всегда, особенно по мере взросления ребёнка. Дети становятся подростками, а это особенный период. Здесь важно стать другом, дать желаемую поддержку, проявить максимум понимания и справляться с гормональными всплесками. Нужно считаться с мнением спортсмена, принимать его эмоции и всегда давать понять, что ты его понимаешь. Подросток должен знать, что он не имеет право подвести тренера, который вложил в него много сил, времени и души, не имеет право подвести родителей, которые его тоже поддерживают.
Резюмируя, мастер спорта России сказала, что успех взаимодействия тренера и спортсмена зависит от трёх составляющих — это уважение, дисциплина и общие цели.
— Когда в глазах спортсмена, стоящего на пьедестале почёта, читается благодарность, гордость и уверенность — это успех, это бесценный результат взаимодействия, который был достигнут путем долгой и кропотливой работы обоих.