Новости / Новости
Мастер спорта Татьяна Осипова — о работе тренера и спортсмена
21.04.2020 в 09:20
1280 0
Автор: ПроРеутов

Свой 25-летний юбилей отмечает в этом году реутовский клуб армрестлинга. Сегодня секцией руководит мастер спорта Сергей Морозов, под его началом на базе школы № 2 занимаются ребята от 12 лет старше. Однако сейчас все спортивные мероприятия отменены из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Пока все вынуждены придерживаться введённых ограничительных мер и соблюдать режим самоизоляции, мы решили поинтересоваться у мастера спорта Татьяны Осиповой, на чём основывается эффективное взаимодействие тренера и спортсмена.

 

Татьяна убеждена, что прежде всего взаимоотношения наставника и его воспитанника должны способствовать улучшению результатов:

 

— Хорошие отношения с тренером необходимы для результативности спортсмена и прогресса. Чтобы отношения были эффективными, должен быть высокий уровень понимания, честности, поддержки, симпатии, благожелательности, отзывчивости, дружелюбия, желания сотрудничать, заботы и уважения друг к другу. Развитие этих сторон требует постоянного общения и взаимодействия до, во время и после тренировок и состязаний.

 

Насколько важна связь тренера и спортсмена, наша собеседница проиллюстрировала на своём примере:

 

— Мой путь в спорте начался в 12 лет. За спортивную карьеру у меня поменялся не один тренер, но именно благодаря первому из них у меня сложился определенный стереотип идеального тренера, который становится твоим наставником не только в спорте, но и по жизни — всегда чувствуется поддержка и понимание.

 

Татьяна признаётся, что в силу возраста считала, что он просто хороший человек, с которым комфортно на тренировках, соревнованиях и сборах. И только повзрослев и связав свою жизнь с тренерской деятельностью, девушка осознала, что тренер — это намного больше, это профессионал, знающий не только методику преподавания спортивных программ, но ещё хороший педагог и психолог.

 

— Я поняла, почему хотелось идти на тренировки, преодолевать препятствия и снова вставать на ноги после неудач. Я связала свою жизнь с таким видом единоборств, как армрестлинг. В нашем виде спорта, впрочем, как и во многих других, бывших спортсменов не бывает. Те, кто перестаёт выступать профессионально, всё равно продолжают бороться на любительских соревнованиях «во дворах» и, так или иначе, остаются в спорте. А часть спортсменов становятся тренерами. Всем нам известно, что не каждый выдающийся и успешный спортсмен сможет стать хорошим тренером. Бывает и так, что отличными тренерами становятся спортсмены, по той или иной причине не достигшие всех вершин в спорте. Именно к такой категории тренеров относимся я и мой супруг. Мы оба являемся мастерами спорта России по армрестлингу. Для него тренерство — это не только основной заработок, но и смысл жизни. Я участвую в тренировочном процессе, и наши воспитанники считают меня вторым тренером. Из стен нашего тренировочного зала вышел не один мастер спорта.

 

Тренер добавляет, что на себе испытывает все ступени, которые приходится проходить спортсмену — от первого шага в зал до первого шага на пьедестал почёта:

 

— Конечно, поначалу дети и подростки чувствуют себя неуверенно, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, в зависимости от особенностей характера. Первая задача тренера — создать такую комфортную атмосферу, чтобы, во- 

первых, максимально расположить к себе человека, постараться снять с него напряжение, расслабить и вовлечь в тренировочный процесс, а, во-вторых, чтобы ребёнок захотел прийти на вторую и последующие тренировки.

 

Поскольку армрестлинг — индивидуальный вид спорта, то, поясняет Татьяна, основным методом определения физической подготовки и выявления потенциально сильных и слабых сторон является спарринг. Встав в первый раз за стол с более опытным спортсменом, у новичка возникает чувство неловкости и стеснения, потому что он понимает, что намного слабее, хотя и думал, возможно, что способен на большее:

 

— Возникает такое ошибочное чувство, потому что в нашем виде спорта рельеф и внешний вид не всегда говорят о силе, вся сила заключена в связках и проработанных углах. И тут тренеру главное объяснить ребёнку, что у него есть большой потенциал, и выделить его физиологические, антропометрические особенности или похвалить за развитую координацию и скорость реакции. Главное — дать спортсмену поверить в себя на начальном этапе и вселить в него дух спортсмена.

 

Затем, по словам нашей собеседницы, важно расставить приоритеты, объяснить правила и получить уважение спортсмена. Когда он становится готов к выступлениям на соревнованиях, то большую роль играет психологическая поддержка, которую оказывает тренер. Даже опытному спортсмену страшно выходить на поединок, не говоря уже о начинающем.

 

— Важно не только требовать от спортсмена результата поединка, но донести до ребёнка, что не будет ничего страшного, если он проиграет. Здесь к каждому нужен индивидуальный подход. Каждый человек реагирует по-своему на стрессовые ситуации. Когда в такие ответственные моменты находятся нужные слова, тогда и устанавливается связь тренера и спортсмена, начинается взаимодействие. А когда оно подкрепляется положительными эмоциями в виде достижения определенного результата, то эта связь становится все прочнее.

 

В армрестлинге, замечает Татьяна, существуют весовые категории, и спортсмену приходится корректировать свой вес. Иногда это бывает сложно. В такие моменты тренер начинает взаимодействовать не только со спортсменом, но и с его родителями, ведь важно не просто прописать схему питания, но поддерживать морально, так как очень сложно отказаться от привычного рациона в пользу достижения желаемого веса и попадания в определённую весовую категорию.

 

— Взаимодействие с родителями продолжается всегда, особенно по мере взросления ребёнка. Дети становятся подростками, а это особенный период. Здесь важно стать другом, дать желаемую поддержку, проявить максимум понимания и справляться с гормональными всплесками. Нужно считаться с мнением спортсмена, принимать его эмоции и всегда давать понять, что ты его понимаешь. Подросток должен знать, что он не имеет право подвести тренера, который вложил в него много сил, времени и души, не имеет право подвести родителей, которые его тоже поддерживают.

 

Резюмируя, мастер спорта России сказала, что успех взаимодействия тренера и спортсмена зависит от трёх составляющих — это уважение, дисциплина и общие цели.

 

— Когда в глазах спортсмена, стоящего на пьедестале почёта, читается благодарность, гордость и уверенность — это успех, это бесценный результат взаимодействия, который был достигнут путем долгой и кропотливой работы обоих.

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Юнармия Добродел Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ММЦ ОДОН Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Андрей Ломанов Дима Билан Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина
< >