Известная писательница и постоянный автор «ПроРеутова» Мария Очаковскаяделится своим мнением о многосерийном фильме по одноимённому роману Гузель Яхиной.
Если бы всё шло по плану, то 20 апреля 2020 года в кинотеатрах страны стартовала бы премьера фильма «Зулейха открывает глаза», снятого по одноимённому роману Гузель Яхиной. Однако из-за карантинных мер премьеру отменили, и телеканал «Россия» показал зрителям сериал.
Сейчас это обычное явление, когда канал запускает в производство одновременно и кино, и его многосерийную телевизионную версию. Возможно, когда-нибудь летом, уже по окончании карантина, фильм про Зулейху всё-таки появится в кинотеатрах, но, боюсь, его уже вряд ли кто-то захочет посмотреть. Увы, сериал, который объявили главной премьерой весны 2020 года, который так широко рекламировали и так ждали, оказался совершенно провальным. Хотя, казалось бы, изначально у него были абсолютно все шансы на успех.
Во-первых, прекрасная литературная основа — глубокий многоплановый роман Г. Яхиной, во-вторых, целое созвездие отличных актёров, всенародных любимцев, таких как Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Роман Мадянов, и, в-третьих, запредельно щедрый бюджет, не по нынешним карантинным временам. Вы только вспомните, какие там дорогущие натурные съемки: и летом, и зимой, и на реке, и в лесу, и в городе, и в деревенской избе крестьянина-кулака, которая так любовно обжита, насыщена сотнями деталей татарского быта. И костюмы хороши — исторически точные, ладно сидящие, органично вписанные в кадр, и массовка мощная, и типажи соответствует времени. Но нет, нет и нет! Не вышло, не получилось… Как в истории с тем борщом, когда в кастрюле все ингредиенты: и кусок мяса, и свёкла, и зажарка, — всё вроде на месте, а невкусно.
Да, в отличие от голливудского кинопроизводства, в нашем отечественном кино ключевой фигурой всегда был и остается режиссёр. В этой связи меня особенно удивляет, почему руководство канала «Россия» остановило свой выбор на кандидатуре Егора Анашкина. Я сейчас не про то, что 40-летнему, то есть, по сути, молодому режиссёру подобный исторический материал — 1930-е годы, раскулачивание, лагеря поселения и т. д., — не по зубам. Тем более что в своих предыдущих работах он уже сталкивался с историей. Взять, допустим, его детективный сериал «Деньги», где идёт речь о событиях 1970-х годов, или «Кровавую барыню», сделанную в стилистике готического романа XVIII века про помещицу Сатычиху. Собственно, я назвала лучшие работы Е. Анашкина, хотя на его счету более 15 фильмов и сериалов, среди которых детективы, мелодрамы и любовные комедии (вот только серьёзной драмы он никогда не снимал), и все они независимо от жанра являются весьма посредственным телесериальным «мылом». В этой связи возникает резонный вопрос: почему канал доверил «Зулейху» Анашкину — режиссёру, мягко скажем, неровному, никогда не имевшему дела с серьёзным глубоким, драматическим материалом, каким является бестселлер Г. Яхиной?
Ведь заранее было известно, что в лучшем случае получится детективчик или мелодрамка, ну, а в худшем — то, что получилось: баснословно дорогая историческая реконструкцияс ряжеными, насквозь искусственная, какая-то пластиковая, которой ни на секунду не веришь. С первых же серий очевидны проколы сценаристов, они будто на тройке едут, погоняя, форсируя развитие сюжета, не делая никаких акцентов, не отделяя главное от второстепенного. Нет, это не сценарий, а какой-то косноязычный торопливый пересказ, в котором едва угадывается прекрасный, глубокий, пронзительно искренний роман Яхиной. К слову, сама Яхина в написании сценария участия не принимала, а в своих интервью деликатно дистанцировалась от процесса создания фильма. Она просто продала право на экранизацию своего романа каналу, а уж он-то распорядился им по-своему. И сразу для большей, как в мелодрамке, динамики в сюжет вводят дополнительные коллизии. К примеру, почти вся линия актрисы Ю. Пересильд, которая сначала любовница, а потом почему-то заключённая, — плод фантазии сценаристов, в книге её не было.
А ещё, помимо фатальной ошибки с выбором режиссёра, ошибочным, с моей точки зрения, был и выбор исполнителя главной мужской роли — Ивана Игнатова. Не знаю, чьей креатурой является молодой артист Александр Сирин (режиссёрской или канал настоял), но свой вклад в общую, насквозь искусственную сериальную картину он, бесспорно, внёс. Ни один его монолог или бессловесный крупный план не показались мне убедительными. Исключение составляют только грубо эротические сцены, где он играет, так сказать, телом и где мастерски вгрызается в героиню Ю. Пересильд. К слову, её Настасья, в сериале это отрицательный персонаж, меня тоже не впечатлила. Пересильд — отличная актриса, глубокая, разноплановая, а вот её Настасья Котельникова, как и другие злодеи сериала (кузнец — Мадянов, Горелов — Башаров), сыграны плоско, без полутонов, в одну чёрную краску. Оживает кадр только, когда в нём появляется доктор Лейбе, — его слушаешь, ему веришь.
Возможно, в сценарии этот персонаж лучше прописан, хотя надо признать, что Сергей Маковецкий в принципе плохо играть не умеет. Он просто живёт в кадре и оживляет всё вокруг.
Что же касается главной героини, самой Зулейхи, мне не хочется присоединяться к общему хору её критиков. Роль архисложная, большая, и, на мой взгляд, Чулпан Хаматова отработала её предельно честно и очень старательно. Другое дело, что кино — это коллективный труд, и даже самая блистательная игра актёров не может спасти заведомо плохой сценарий, бездарную режиссуру или неумелый монтаж. Хаматова это понимает, так как не в первый раз сталкивается с этим. Помните, какой неудачной оказалась экранизация книги Дины Рубиной «Синдром Петрушки» (в главных ролях — Ч. Хаматова и Е. Миронов). Тогда тоже была критика, впрочем, не такая отчаянная как сейчас, после выхода на ТВ «Зулейхи».
Актриса даже пожаловалась на своей страничке в Инстаграме, что на неё буквально обрушились оскорбления. Критикуют, оскорбляют не только её, но и, конечно, режиссёра, сценаристов (последних, по-моему, за дело) и даже Гузель Яхину. Хотя она тут абсолютно не при чём! Она-то как раз передала каналу прекрасный литературный материал. Поверьте, роман умный, глубокий, душевный, читается на одном дыхании. В этой истории Яхина — сама жертва, пострадавшая сторона. Согласитесь, не всякий захочет прочитать её книгу после такой жуткой антирекламы.
Занятно, что в этом шквале критики и оскорблений хорошо себя чувствуют лишь представители канала «Россия», — радуются, ссылаясь на сверхвысокие рейтинги. Им удалось собрать у экранов телевизоров многомилионную аудиторию! Условия-то нынче идеальные — самоизоляция, все сидят по домам. Главное — рейтинги! Что же касается качества выпускаемого телевизионного продукта, миллионов рублей, вложенных в суррогат, обманутых зрительских надежд, на всё это продюсеры канала просто не обращают внимания, не смотрят. У них Зулейха закрывает глаза.
Мария Очаковская