Новости / дети
Учитель-логопед из Реутова — об исправлении дефектов речи
23.06.2020 в 16:35
3627 0
Автор: Александра Барабанова

Виктория Маркова, учитель-логопед высшей квалификационной категории, работает в детском саду № 9 «Светлячок». Она приоткрыла нашему корреспонденту секреты своей профессии и рассказала о том, какие самые распространённые дефекты речи встречаются у детей и у взрослых и как коронавирус повлиял на её деятельность.

 

— Во время COVID-19 закрыли все детские и взрослые медицинские и образовательные учреждения для планового приёма, кроме тех, которые оказывали экстренную помощь. Как с режимом самоизоляции изменилась ваша деятельность?

— Я работаю в детском саду, и из-за пандемии экстренно прервался учебный год. Не было никакой четкой инструкции, как действовать. Думали, что недельку посидим и потом выйдем на работу. Но в итоге всё затянулось. Коррекционную работу логопеду сложно проводить дистанционно. Во-первых, потому что не все родители имеют техническое оснащение для занятий онлайн, к тому же нужно учитывать, что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья: внимание их крайне неустойчиво и удержать их перед монитором зачастую непросто. Также по видеосвязи не всегда можно точно услышать звуковые искажения, дополнительные призвуки или дефекты. А если мы говорим непосредственно об исправлении неправильного произношения звуков, тут часто нужно помогать руками, инструментами, зондами и другими приспособлениями. Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции многие дети нуждаются в логопедическом массаже. Естественно, дистанционно это сделать невозможно.

Однако с некоторыми детьми удавалось не прерывать коррекционный процесс. Это те дети, которые находились на завершающей стадии введения звуков в повседневную речь, и дети, с которыми, помимо отработки речевого материала, необходимо продолжать работать над обогащением словарного запаса, развитием грамматического строя и связной речи. Это проходило либо на платформе Zoom, либо по Skype.

 

— Как изменилось количество родителей и детей, обращающихся за помощью, во время пандемии?

— Однозначно уменьшилось, причём более чем вполовину. Многие родители постарались увезти своих детей подальше от Москвы и области. Естественно, все были напуганы. Кого-то отправили к бабушке в деревню, и у многих там нет возможности выхода в интернет, а кто-то просто не воспринимает упражнения онлайн, предпочитая им «живые» занятия со специалистом.

 

— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?

— Бытует мнение, что логопед только исправляет и ставит звуки, но оно ошибочно. Чаще всего родители так и озвучивают проблему «не выговаривает звук «р», картавит, шепелявит…». Но при обследовании ребёнка обнаруживаются нарушения в грамматическом оформлении речи, в скудном словарном запасе, в нарушении произношения других звуков, дефекты которых не всегда слышат родители, а также в развитии психических процессов, таких как внимание, мышление, память и т.д. Часто обращаются за помощью в школьном возрасте, когда у детей возникают трудности с письмом, чтением, ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова, неправильно читают и т. д. Всё это необходимо своевременно исправлять. Сейчас чаще всего встречаются комплексные речевые нарушения, которые требуют длительной и систематической работы. Конечно, бывают дети, у которых нарушено произношение одного-двух звуков, но сегодня их очень мало. Количество детей с речевыми патологиями с каждым годом, увы, растёт.

 

— Как вы считаете, по какой причине ухудшилась ситуация с речевыми нарушениями?

— Причин много. И начинаются они с того, как протекала беременность и роды у мамы. Женщина должна быть крайне осторожной и аккуратной во время всей беременности, беречься от инфекционных заболеваний, не принимать бесконтрольно лекарств, не нервничать, не употреблять алкогольных и табачных веществ, вести здоровый образ жизни. В группе риска дети, рождённые путём кесарева сечения, и недоношенные. Очень важны первые годы жизни малыша, когда закладывается фундамент для его дальнейшего развития: не было ли травм головы, стрессовых ситуаций, а также то, в каких социально-бытовых условиях растёт ребенок. Общение с близкими очень сильно влияет на речевое развитие ребёнка, поэтому хочется напомнить родителям, что их речь должна быть эмоциональной, чёткой и внятной: не сюсюкайте с детьми, не коверкайте слова, на прогулке рассказывайте ребёнку обо всём, что вас окружает, читайте книги вслух, уделяйте своим детям как можно больше внимания, и помните, ваша речь — это эталон для подражания ребёнком.

К сожалению, не всегда родители вовремя обращаются за помощью к специалистам, считая, что речь разовьётся сама. Если вы сомневаетесь в правильном развитии малыша, а тем более если он не заговорил к 2–2,5 годам либо в его обиходе всего несколько слов — это серьёзный повод для обращения за консультацией к неврологу, психоневрологу, психиатру. Многие родители ошибочно опасаются этих врачей, только теряя время. Чем дольше тянуть, тем сложнее будет проблема, тем больше времени и сил займёт её решение.

 

— Чем отличаются речевые проблемы у детей и взрослых? Что чаще встречается у взрослых?

— Отличия есть. Если у ребенка мы будем развивать и исправлять все компоненты речи: артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание, звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связную речь и т. д., — то у взрослого человека, как правило, проблема заключается в исправлении неправильно произносимых звуков, если только мы не говорим о людях, перенёсших инсульт, черепно-мозговые травмы, стрессовые ситуации, когда приходится учиться говорить заново и восстанавливать утраченную речь. Каждое нарушение имеет свою специфику, поэтому зачастую к работе нужно подключать психолога, дефектолога, невролога, отоларинголога и других специалистов. Всё очень индивидуально, каждая речевая проблема у взрослого или ребёнка требует тщательной диагностики и правильно подобранного пути её решения и исправления.

 

— У кого быстрее можно исправить речь: у взрослого или у ребёнка?

— Я считаю, что у ребёнка. Именно дошкольный возраст — это активный период становления и развития речи ребёнка. Другими словами, всему своё время. Но ситуации бывают разные, и во взрослом возрасте исправить недостатки произношения, хоть и сложно, тоже можно. По своему опыту могу сказать, что со взрослыми быстрее и отчасти легче проходят этапы подготовки, вызывания и постановки правильного звука, сложность наступает в том случае, когда взрослому человеку необходимо довести этот навык до автоматизма, а значит, контролировать свою речь ежеминутно, ежечасно, ежедневно достаточно долгое время. Взрослым людям тяжелее начать жить с новыми звуками — они стесняются и пугаются их, ведь привычка говорить по-другому закрепилась с детства, поэтому не все доходят до конца. Систематический контроль, терпение и сильная мотивация — вот залог успеха в нашем деле. Как говорится, дорогу осилит идущий…

 

Александра Барабанова

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >