Виктория Маркова, учитель-логопед высшей квалификационной категории, работает в детском саду № 9 «Светлячок». Она приоткрыла нашему корреспонденту секреты своей профессии и рассказала о том, какие самые распространённые дефекты речи встречаются у детей и у взрослых и как коронавирус повлиял на её деятельность.
— Во время COVID-19 закрыли все детские и взрослые медицинские и образовательные учреждения для планового приёма, кроме тех, которые оказывали экстренную помощь. Как с режимом самоизоляции изменилась ваша деятельность?
— Я работаю в детском саду, и из-за пандемии экстренно прервался учебный год. Не было никакой четкой инструкции, как действовать. Думали, что недельку посидим и потом выйдем на работу. Но в итоге всё затянулось. Коррекционную работу логопеду сложно проводить дистанционно. Во-первых, потому что не все родители имеют техническое оснащение для занятий онлайн, к тому же нужно учитывать, что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья: внимание их крайне неустойчиво и удержать их перед монитором зачастую непросто. Также по видеосвязи не всегда можно точно услышать звуковые искажения, дополнительные призвуки или дефекты. А если мы говорим непосредственно об исправлении неправильного произношения звуков, тут часто нужно помогать руками, инструментами, зондами и другими приспособлениями. Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции многие дети нуждаются в логопедическом массаже. Естественно, дистанционно это сделать невозможно.
Однако с некоторыми детьми удавалось не прерывать коррекционный процесс. Это те дети, которые находились на завершающей стадии введения звуков в повседневную речь, и дети, с которыми, помимо отработки речевого материала, необходимо продолжать работать над обогащением словарного запаса, развитием грамматического строя и связной речи. Это проходило либо на платформе Zoom, либо по Skype.
— Как изменилось количество родителей и детей, обращающихся за помощью, во время пандемии?
— Однозначно уменьшилось, причём более чем вполовину. Многие родители постарались увезти своих детей подальше от Москвы и области. Естественно, все были напуганы. Кого-то отправили к бабушке в деревню, и у многих там нет возможности выхода в интернет, а кто-то просто не воспринимает упражнения онлайн, предпочитая им «живые» занятия со специалистом.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?
— Бытует мнение, что логопед только исправляет и ставит звуки, но оно ошибочно. Чаще всего родители так и озвучивают проблему «не выговаривает звук «р», картавит, шепелявит…». Но при обследовании ребёнка обнаруживаются нарушения в грамматическом оформлении речи, в скудном словарном запасе, в нарушении произношения других звуков, дефекты которых не всегда слышат родители, а также в развитии психических процессов, таких как внимание, мышление, память и т.д. Часто обращаются за помощью в школьном возрасте, когда у детей возникают трудности с письмом, чтением, ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова, неправильно читают и т. д. Всё это необходимо своевременно исправлять. Сейчас чаще всего встречаются комплексные речевые нарушения, которые требуют длительной и систематической работы. Конечно, бывают дети, у которых нарушено произношение одного-двух звуков, но сегодня их очень мало. Количество детей с речевыми патологиями с каждым годом, увы, растёт.
— Как вы считаете, по какой причине ухудшилась ситуация с речевыми нарушениями?
— Причин много. И начинаются они с того, как протекала беременность и роды у мамы. Женщина должна быть крайне осторожной и аккуратной во время всей беременности, беречься от инфекционных заболеваний, не принимать бесконтрольно лекарств, не нервничать, не употреблять алкогольных и табачных веществ, вести здоровый образ жизни. В группе риска дети, рождённые путём кесарева сечения, и недоношенные. Очень важны первые годы жизни малыша, когда закладывается фундамент для его дальнейшего развития: не было ли травм головы, стрессовых ситуаций, а также то, в каких социально-бытовых условиях растёт ребенок. Общение с близкими очень сильно влияет на речевое развитие ребёнка, поэтому хочется напомнить родителям, что их речь должна быть эмоциональной, чёткой и внятной: не сюсюкайте с детьми, не коверкайте слова, на прогулке рассказывайте ребёнку обо всём, что вас окружает, читайте книги вслух, уделяйте своим детям как можно больше внимания, и помните, ваша речь — это эталон для подражания ребёнком.
К сожалению, не всегда родители вовремя обращаются за помощью к специалистам, считая, что речь разовьётся сама. Если вы сомневаетесь в правильном развитии малыша, а тем более если он не заговорил к 2–2,5 годам либо в его обиходе всего несколько слов — это серьёзный повод для обращения за консультацией к неврологу, психоневрологу, психиатру. Многие родители ошибочно опасаются этих врачей, только теряя время. Чем дольше тянуть, тем сложнее будет проблема, тем больше времени и сил займёт её решение.
— Чем отличаются речевые проблемы у детей и взрослых? Что чаще встречается у взрослых?
— Отличия есть. Если у ребенка мы будем развивать и исправлять все компоненты речи: артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание, звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связную речь и т. д., — то у взрослого человека, как правило, проблема заключается в исправлении неправильно произносимых звуков, если только мы не говорим о людях, перенёсших инсульт, черепно-мозговые травмы, стрессовые ситуации, когда приходится учиться говорить заново и восстанавливать утраченную речь. Каждое нарушение имеет свою специфику, поэтому зачастую к работе нужно подключать психолога, дефектолога, невролога, отоларинголога и других специалистов. Всё очень индивидуально, каждая речевая проблема у взрослого или ребёнка требует тщательной диагностики и правильно подобранного пути её решения и исправления.
— У кого быстрее можно исправить речь: у взрослого или у ребёнка?
— Я считаю, что у ребёнка. Именно дошкольный возраст — это активный период становления и развития речи ребёнка. Другими словами, всему своё время. Но ситуации бывают разные, и во взрослом возрасте исправить недостатки произношения, хоть и сложно, тоже можно. По своему опыту могу сказать, что со взрослыми быстрее и отчасти легче проходят этапы подготовки, вызывания и постановки правильного звука, сложность наступает в том случае, когда взрослому человеку необходимо довести этот навык до автоматизма, а значит, контролировать свою речь ежеминутно, ежечасно, ежедневно достаточно долгое время. Взрослым людям тяжелее начать жить с новыми звуками — они стесняются и пугаются их, ведь привычка говорить по-другому закрепилась с детства, поэтому не все доходят до конца. Систематический контроль, терпение и сильная мотивация — вот залог успеха в нашем деле. Как говорится, дорогу осилит идущий…
Александра Барабанова