Реутовская система образования сегодня входит в десятку лучших в Московской области, и в первую очередь это заслуга наших педагогов. Накануне их профессионального праздника проходил региональный конкурс «Учитель года Подмосковья — 2020». В пятёрку финалистов, претендующих на победу, вошёл преподаватель физики школы № 10 Реутова Юрий Уробушкин. В этой школе он работает с момента её открытия — уже семь лет.
Корреспондент «ПроРеутова» побеседовала с Юрием Михайловичем не только о том, как проходил конкурс, но и на самые разные темы. Всё дело в том, что наш собеседник разносторонний и очень интересный человек. В прошлом году, например, Юрий Уробушкин окончил музыкальную школу по классу виолончели: как сам тогда признавался, пробовать себя в чём-то новом всегда увлекательно. В ходе своих уроков и внеурочной деятельности с детьми он тоже ищет свои подходы и расширяет рамки классической педагогической деятельности. Ученики не раз вместе с ним отправлялись на познавательные экскурсии не только по Москве, но и в дальние путешествия — посещали Казань и Питер. А ещё с подачи Юрия Михайловича в школе появился интеллектуальный клуб знатоков и другие интересные начинания. Неслучайно, многие ученики школы № 10, отвечая на вопрос о любимом учителе, сегодня не задумываясь назовут именно его имя.
— Юрий Михайлович, откройте секрет, какие качества должен иметь педагог, чтобы детям было интересно и урок вместе с ним выучить, и просто обсудить что-то, и придумать и реализовать какие-то совместные планы?
— Знаете, когда в фильме «Назад в будущее» у доктора спрашивали «Вот вы учёный. А в какой области вы учёный?», он отвечал, что изучает все науки. Так и я беру то, что мне самому интересно и стараюсь раскрыть себя в этом на все 100%, а ещё что-то узнаю скорее для расширения кругозора.
— То есть, чтобы стать учителем, нужно что-то сверх тех знаний, которые дают в педагогическом институте?
— Думаю, я и сейчас, и потом не смогу сказать про себя, что являюсь каким-то преуспевающим учителем. Уровень моей педагогики пока не дотягивает до идеала. К этому можно стремиться и для этого я постоянно учусь, читаю, путешествую, стремлюсь к новому. Виолончель вот недавно освоил, но больше для себя, конечно, а не для сцены. Я считаю, что в жизни есть многое из того, что стоит узнать и испробовать. Детей увлечь чем-то получается лучше тоже лишь в том случае, когда тебе самому это по-настоящему интересно.
— Давайте немного поговорим об областном конкурсе «Учитель года Подмосковья». Где и как он проходил, сколько у вас в нём было соперников?
— Областные этапы конкурса проходили на базе губернского колледжа, при котором есть и школа, а жили все конкурсанты в парке-отеле «Воздвиженское» рядом с Серпуховом. Сначала был этап, в котором 51 участник с учениками школы проводил внеурочные мероприятия и открытые уроки. Я взял учеников 10-го класса, ещё один конкурсант давал урок в 11-м классе, остальные коллеги для своих занятий выбирали детей из 6–7-х классов и младше. По результатам этого этапа 15 человек, и я в том числе, прошли в следующий тур, где мы проводили мастер-классы уже для своих коллег. После этого я и ещё четверо сильнейших конкурсантов прошли в финал. В нём мы встретились за круглым столом — это было что-то вроде педсовета, где мы выступали как педагоги-политики. Сразу после этого этапа нас пригласила к себе министр образования Московской области Ирина Каклюгина. Беседа с ней получилась интересной, мы делились своим мнением и видением по решению самых разных вопросов.
— Юрий Михайлович, победитель регионального этапа дальше поедет на всероссийский конкурс?
— Да. Он состоится в сентябре следующего года, а результаты областного конкурса будут известны на праздновании Дня учителя в Красногорске 5 октября.
— Мы знаем, что в своей школе вы периодически вместе с учениками воплощаете в жизнь что-нибудь эдакое. Ваши коллеги проговорились, что сейчас в процессе создания какой-то необычный школьный музей. Расскажите о нём, пожалуйста.
— Я решил назвать его музеем света и звука. Там будет несколько отдельных тематических экспозиций. Одна из них — кинозал с выставкой звуковоспроизводящей техники и видеоаппаратуры. В идеале хотелось бы, чтобы человек мог прийти в этот музей с любым форматом аудио- или видеозаписи (с той же пластинкой, например, или с плёночной кассетой) и чтобы ему было на чём эту запись у нас включить, просмотреть и прослушать. Второй зал музея хочу посвятить фотографии. У меня сейчас уже около 40 различных фотоаппаратов плюс профессиональный фотоувеличитель, на котором можно печатать огромные снимки. Ещё одну комнату музея планирую оснастить под телемонтаж: сделать в ней действующую лабораторию с сушилками для плёнок, красным фонарём и прочим оборудованием. Хочется, чтобы ученики смогли сами увидеть и попробовать, как делали фотографии и фильмы не в «цифре», как сегодня, а на плёнках 40–50 лет назад.
— А где же вы всю эту старинную технику достаёте?
— Иногда что-то появляется внезапно, когда друзья порядок на даче или на складе решают навести, или покупаю на блошиных рынках. А бывает, что определённые вещи специально ищешь, пасёшь их в интернете или на тех же блошиных рынках. Кстати, вы знаете, когда у уличных торговцев лучше всего покупать виниловые пластинки?
— И когда же?
— Зимой! Если пойдёт снег, все конверты намокнут, товар потеряет привлекательный внешний вид, поэтому продавец идёт на уступки и старается от него быстрее избавиться. И книги хорошие по той же причине лучше покупать у уличных торговцев в дождь или в снег.
— Юрий Михайлович, а есть какой-то закон физики, который вы часто используете в обычной жизни?
— Закон всемирного тяготения! Если что-то надоедает, это всегда можно с силой кинуть об пол! (смеётся)
— И последний вопрос. Что или кто привёл Вас в профессию учителя такого непростого предмета, как физика?
— Во-первых, у меня бабушка — учитель физики, а во-вторых, я очень любил своего школьного педагога по этому предмету. Он меня многому научил. С его легкой руки я хотел сначала стать инженером, но потом задумался о том, что хороший учитель физики при желании сможет разобраться, как запустить ядерный реактор, а вот инженер не всегда сумеет урок физики в школе провести так, чтобы дети всё уяснили и поняли. Должен же кто-то был прийти на смену моему учителю физики и бабушке — с такими мыслями я и поступал в педагогический