Среднее профессиональное образование в России переживает настоящий ренессанс. Почему рабочие профессии всё более интересны молодёжи, как становятся «синими воротничками» и какие знания и навыки им дают? Об этом журналу «Профиль» рассказал директор колледжа «Энергия» Нерcес Нерсесян.
— Нерсес Владимирович, сегодня многие юноши и девушки осознанно поступают в колледж или техникум. У вас есть этому объяснение?
— Я бы связал смену приоритетов у молодого поколения с движением WorldSkills, которое уже несколько лет активно развивается в России. Его цель — повышение стандартов подготовки и квалификации кадров, престижа рабочих специальностей — словом, «синих воротничков». Также через это движение происходит популяризация системы среднего профессионального образования. Молодёжь должна понимать, в чем её отличия от высшей школы.
Одно из главных преимуществ — прикладной характер знаний. Наш студент на третьем году обучения в колледже может спокойно выходить на рынок труда. К этому времени он уже имеет все необходимые сертификаты и компетенции, а потому востребован.
Почему важен третий курс? Да потому, что большинство учащихся к этому времени достигает восемнадцатилетнего возраста. Они становятся полноценными участниками трудового процесса на предприятиях. Для них не нужны какие-то особые условия, например укороченный рабочий день. За два курса наши студенты успевают получить практические навыки, чего не дают вузы. Высшее образование — всегда в большей степени теория, и применить её на практике бывает достаточно сложно. Ну а в колледже теория сведена к минимуму. Всё подчинено тому, чтобы учащиеся с первого дня настраивали себя на то, что они должны искать применение себе на рынке труда, стремиться реализоваться в профессии, которую выбрали. Для нас мотивация студентов имеет огромное значение. Один из ключевых показателей, по которому оценивают колледж как образовательное учреждение, — 100-процентное трудоустройство выпускников.
— Насколько сложно в ваш колледж поступить? Конкурс высокий?
— В 2020 году конкурс среди поступающих в колледж был шесть человек на место. Это средний показатель. Набор осуществляли по 39 специальностям. Среди них есть такие, на которые поступали по 20 и более человек на место. Это, например, земельно-имущественные отношения, правоохранительная деятельность, управление беспилотными летательными аппаратами, специальности ИТ-направлений и ряд других.
Для понимания: техникум даёт базовый уровень образования, а колледж — повышенный. Поэтому наши выпускники по сквозным программам могут поступать в вузы. Мы обучаем по 81 специальности и профессии среднего профессионального образования из 200, которые реализуют в Российской Федерации. Если говорить о топ-50 самых востребованных, наш колледж готовит по 48.
Мне кажется, поэтому мы интересны для абитуриентов. Это подтверждают и контрольные цифры приёма на первый курс. В этом году было 1,3 тысячи бюджетных мест. И еще почти 500 поступили учиться на платной основе.
— Как складывается дальнейшая судьба ваших выпускников? В каком качестве они работают?
— На мой взгляд, очень интересен анализ трудоустройства бывших студентов, отучившихся на IT-специальностях. С правоохранителями всё понятно — они в Росгвардию идут, в полицию или в другие силовые структуры. У них практически 100-процентное трудоустройство, если нет ограничений по здоровью.
Айтишники же — до 30% — сегодня выбирают самозанятость. Это, можно сказать, парадигма поколения, которое сейчас приходит учиться. Оно не хочет работать в крупных компаниях, зато нацелено на создание своего дела, что является серьёзным вызовом для системы образования в целом.
Если оперативно не перестроиться и не начать учить молодёжь основам создания собственного бизнеса и функционирования системы самозанятости, можно в очередной раз потерять рынок среднего профессионального образования. Это мы уже проходили 10 лет назад.
— Кроме востребованности на рынке труда есть ещё один объективный показатель эффективности вашей работы — их зарплаты. Как с этим обстоят дела?
— Всё прозрачно — информация доступна в федеральном мониторинге. У ребят, которые идут работать в наше реутовское «НПО машиностроения», средняя заработная плата на старте в районе 60 тысяч рублей. Они работают по специальностям мехатроника, робототехника, аддитивные технологии, дефектоскопия, операторы станков ЧПУ и сварщики. А лет через пять, когда выпускники колледжа дорастают до должности мастер участка, в месяц у них выходит уже до 100 тысяч рублей.
Если говорить о нашем подразделении в Ногинске, готовящем специалистов для различных подразделений Мособлэнерго, у них зарплата сразу после колледжа доходит до 45 тысяч рублей. Да что выпускники, студенты-третьекурсники себе цену знают: идти работать за 25 тысяч рублей в месяц их не уговорите. Минимум — 35–40 тысяч рублей.
— Зарплата 100 тысяч рублей в месяц впечатляет. А многие ли стремятся потом получить диплом вуза?
— Наш колледж даёт базовое образование. После выпуска девушки трудоустраиваются, а юноши в большинстве своём уходят в армию. Когда возвращаются после службы, работают по профилю на предприятиях.
В дальнейшем по мере необходимости, кто заочно, кто на вечернем факультете, они могут получать высшее образование. Прямой переход в вузы сразу после колледжа, даже на второй курс, непопулярен. В прошлом году такое решение приняли менее 3% выпускников.
— То есть молодым людям базового образования в принципе достаточно, чтобы реализовать себя в жизни и сделать карьеру на предприятии?
— Так оно и есть. Скажу больше. Поскольку учебные программы учреждений среднего профессионального образования модульные, в отличие от сплошных вузовских, наши выпускники всегда могут вернуться и получить какие-то дополнительные компетенции. Повысить квалификацию можно по любой из 256 программ. Продолжительность курса — от двух недель до нескольких месяцев. Вузы такой возможности не предоставляют. Их задача всё-таки — давать фундаментальные знания. А в колледж человек может возвращаться и совершенствоваться хоть всю жизнь, чтобы быть успешным в своей профессии.
— Скажите, с дипломами о высшем образовании у вас студенты есть?
— Ежегодно на платной основе у нас учится до 500 человек. Половина из них ранее окончили вузы. Они выучились, например, на юристов или экономистов, но не могут трудоустроиться, а кормить семью надо, вот и приходят в колледж. Кто учится на станочника, кто — на электрика. Это происходит уже несколько лет.
— Какие специальности для «синих воротничков» сегодня наиболее востребованы?
— Мы составили для себя некий шорт-лист. Без этого нельзя, поскольку лицензируемся и просто обязаны отслеживать ситуацию. Однозначно на первом месте — IT-отрасль, специалисты по обеспечению информационной безопасности телекоммуникационных систем.
Крайне востребованы квалифицированные кадры в сфере моделирования — 3D-печать на принтерах, индустрия 4.0. Авиационные специальности молодёжи также весьма интересны. Речь идёт об управлении беспилотными летательными аппаратами. К слову сказать, в этом году на 25 бюджетных мест было подано 300 заявлений.
Всё объяснимо — беспилотники активно входят в повседневную жизнь. Они применяются в кадастровом учёте земель, при мониторинге лесов, их используют силовые структуры. Наш колледж едва ли не первый в Московской области начал готовить специалистов в этой сфере. В этом году был первый набор.
— Ёмкость рынка труда определяется наличием вакансий. Рисков перепроизводства нет?
— Приведу такой пример. Ежегодно наш колледж выпускает 650 айтишников. Если завтра начнем выпускать 2000, рынок всех переварит. Есть точные оценки и по другим специальностям. Мы плотно работаем с ведущими рекрутинговыми агентствами, ведь тратить бюджетные деньги на подготовку и не давать студентам будущего я как управленец считаю преступлением.
Ссылка на первоисточник - Еженедельный журнал "Профиль"