О новом сериале, показанном по каналу «Россия», сейчас пишут много и разное. Ностальгирующая публика вспоминает про «Девять дней одного года» Михаила Ромма и, сравнивая, качает головой; особо въедливый зритель сетует на исторические неточности и на то, что, мол, ни Курчатов, ни Харитон, ни Берия на себя не похожи. Но всё же в подавляющем большинстве многомиллионная телеаудитория сериал очень хвалит и благодарит его создателей.
От себя также хочется сказать «спасибо», «молодцы», а ещё прибавить – «давно пора» и «побольше бы таких сериалов».
Да, история о выдающихся советских физиках, создавших отечественную атомную бомбу, явилась настоящим глотком свежего воздуха на общем удушливом фоне низкопробных детективов и слюнявых мелодрам.
Понятно, что все лавры достались мэтру отечественного кино Валерию Тодоровскому, хотя в этом проекте он выступал в качестве продюсера (в то время как сам режиссёр-постановщик, Игорь Копылов остался в глубокой тени). Собственно, продюсерская рука Валерия Петровича явственно почувствовалась уже в самом начале фильма – одно присутствие в кадре Евгении Брик, супруги мэтра, не оставило никаких сомнений. Тут, пожалуй, стоит заметить, что Брик – актриса весьма старательная, нисколько не портит общего впечатления, хотя, на мой взгляд, немного грешит однообразием.
Неслучаен в проекте и подбор сценарной группы во главе с крепким профессионалом Дмитрием Константиновым, давним коллегой Валерия Петровича. Вместе они написали блестящий сценарий сериала «Оттепель», который многие смотрели не по одному разу.
Полагаю, что и сама идея вновь обратиться к советскому прошлому также принадлежала Тодоровскому. На ретро времён СССР он, как говорится, здорово набил руку. Взять хотя бы его недавний фильм «Одесса», где так филигранно точно и с такой любовью воспроизведена атмосфера 1970-х годов.
Поэтому неудивительно, что и в сериале «Бомба» дух послевоенного времени передан ничуть не хуже. Рискну предположить, что над этой «атмосферностью» работала всё та же слаженная команда Тодоровского: операторы, художники, реквизиторы, бутафоры, кочующие за ним из одного проекта в другой. Понятно, что телогрейки, кирзовые сапоги, гранёные стаканы и карболитовые лампы в кадре воспринимаются уже как некий стандартный набор ретро-деталей и никого не удивляют. Но вот атмосфера научной лаборатории, оборудование тех лет, все эти невероятные приборы, пробирки, датчики и рубильники на меня, человека несведущего, произвели колоссальное впечатление. И ещё одна маленькая деталь сразила наповал – колода карт, которые рубашками вверх раскладывает на столе мать главной героини. Таких карт больше нет, их выпускали в 1940–50-е годы, точно такие были у моей бабушки, я их помню... Спасибо вам, реквизиторы, за это лично от меня.
Однако, углубившись в детали, я забыла о главных «виновниках торжества», об актёрах. А ведь нам, зрителям, в этот раз очень повезло, потому что две главные мужские роли физиков Рубина и Муромцева совершенно блистательно исполнены молодыми артистами Евгением Ткачуком и Виктором Добронравовым. По сценарию они давние коллеги, близкие друзья, любящие одну женщину (Е. Брик), и два абсолютно противоположных характера, сыгранных так органично и так убедительно, что в итоге даже невозможно сказать, кто из них лучше и кто кого переиграл. Уж больно разные. По сути, на этом противопоставлении выстроена вся любовная линия сериала, по законам жанра обязательная его составляющая.
Что же касается легендарного Игоря Васильевича Курчатова (актёр Михаил Хмуров), то этот персонаж, к моему глубокому сожалению, в сериале получился очень и очень сереньким. И дело не в том, что в сценарии ему отведена роль второго плана, а в том, что экранный академик оказался лишён той силы и глубины личности, обаяния и авторитета, которыми обладал его реальный прототип. И даже знаменитая борода Курчатову – Хмурову авторитета не добавляет. Плоским, ходульным, эдаким держимордой с пистолетом в руке показан ещё один из руководителей атомного проекта – генерал Ванников (артист Владимир Богданов). Забавно, что в одной из мизансцен герой в запале кричит, что «не желает быть держимордой».
Впрочем, не будем придираться. В сериале «Бомба» много ярких, запоминающихся героев. Это и мать главной героини, Вероника Леопольдовна (Наталья Суркова) – стареющая эстрадная певица, любящая «заложить за воротник», и академик Юлий Харитон (Андрей Смелов) – учёный, умеющий ладить с начальством, и легкомысленная кладовщица Соня (Аглая Тарасова) и Лаврентий Берия (Виталий Коваленко) – образ которого создан вопреки привычному экранному стереотипу. Здесь он не душитель свобод, а идеальный управленец. Согласитесь, одно другому не мешает.
И всё же фильм главным образом про физиков, и нам, зрителям, по ходу действия приходится выслушивать их научные разговоры про имплозию, критическую массу, равномерное обжатие и прочее. Казалось бы, скука... Но нет, ничуть не бывало. Всё дело в том, как это сказано, как сыграно, как вплетено в сюжет, как написано. А написано – интересно и убедительно. Уверена, что о сценаристах Валерий Тодоровский позаботился прежде всего, ибо хорошее кино начинается с хорошего сценария.
Увы, формат не позволит мне рассказать обо всех творческих удачах и находках сериала «Бомба» – пусть не гениального, но, без сомнения, очень качественного, высокопрофессионального, который зрители посмотрели с огромным удовольствием.
В заключение мне лишь хотелось бы добавить, что главная удача этого проекта заключается в самой идее его создания. Ведь, по сути, сериал «Бомба» – иллюстрация одной из славных страниц нашего прошлого, когда измученная войной страна в рекордные четыре года смогла восстановить ядерный паритет в мире. Но таких страниц великое множество. Надо только их вспомнить. Взять хотя бы историю создания вакцины от энцефалита, интригующую, почти детективную, или героическую эпопею борьбы с чёрной оспой. Ах, какой бы нужный, своевременный фильм мог получиться!
Так для чего же выдумывать, высасывать из пальца убогие, невразумительные сюжеты о юных провинциалках, приехавших покорять столицу, или несчастных близнецах, разделённых в роддоме, если сама жизнь, сама история, значительно более интересная и многообразная, уже всё давно придумала?
Мария Очаковская