В Музейно-выставочном центре на днях состоялось открытие сразу двух выставок. На первой из них – «Живопись» – свои разножанровые работы представил житель Реутова, заслуженный художник Российской Федерации Сергей Цыганов. Ещё одна выставка – «Офорты» – состоит из девятнадцати авторских работ, выполненных в технике оттиска изображений с печатных пластин на бумагу, большинство из которых зрители увидят впервые. Обе экспозиции ждут посетителей в МВЦ до 19 февраля.
От Реутова до Гималаев
Про яркую разножанровую экспозицию, состоящую из пятидесяти шести живописных картин Сергея Цыганова, вряд ли кто-то расскажет лучше самого автора.
– Могу сказать, что эта выставка ретроспективная, – говорит Сергей Цыганов. – На ней представлены мои работы, начиная с 1990 года и по наши дни. Среди них картины, которые я создавал в России и за рубежом – в Италии, Турции, Латвии, в частности в Риге... То есть эта выставка охватывает большой пласт времени, рассказывающий не только о том, какие есть красивые места в мире, но и о разных приёмах живописи.
Художник особо остановился на том, что на выставке представлены важные для него как автора работы и о родном и любимом Реутове:
– Я здесь родился и вырос, здесь жили мои родители, бабушка, которая пережила Великую Отечественную войну и часто рассказывала мне о том, как всё было в те годы...
Одна из картин, созданных по почти документально точным воспоминаниям бабушки живописца, – «Песня Победы». На ней без труда узнаются исторические фабричные здания нашего города, а вокруг них – цветущие деревья и шагающая навстречу будущему с песней под баян молодёжь.
– Конечно, многие художники привыкли писать войну в суровых красках, но мне захотелось выразить День Победы в сочных и ярких красках радости. Кстати, когда я преподавал в университете, а я проработал там десять лет в должности профессора, своим студентам постоянно ставил задачу создания положительных решений в плане передачи настроения в картинах. Нужно помнить, что любая картина влияет на внутреннее эмоциональное состояние всматривающегося в полотно человека, а потому в творчестве важно делиться с другими людьми не только какими-то грустными впечатлениями, но и обязательно положительными.
Примечательно, что две свои работы о родном городе, в том числе и «Песню Победы», Сергей Цыганов решил после завершения выставки передать в Музейно-выставочный центр навсегда. Такие бесценные подарки он делает уже не в первый раз: несколько его творений ранее тоже стали достоянием города, а значит – всех, кто посещает наш Музейно-выставочный центр. Кстати, в 1996 году именно под началом Сергея Цыганова в Реутове при поддержке администрации города была открыта муниципальная картинная галерея. Творческий и профессиональный путь Сергея Васильевича вообще очень богат и разнообразен. Он начинался в 1977 году с участия в выставке Союза художников СССР «Пейзажи Подмосковья». После окончания института Цыганов руководил изостудией в Доме пионеров в Реутове, а далее в его карьере были годы преподавательской деятельности в МГПИ им. Ленина и ряде других высших учебных заведений столицы. Он также работал председателем комиссии по работе с молодыми художниками Московской областной организации Союза художников РФ. С 1990 года Сергей Цыганов – член Союза художников СССР, затем – член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО. Картины Сергея Цыганова широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, художник-реутовчанин не раз участвовал в групповых и персональных выставках в США, Германии, Великобритании, Испании, Китае, Республике Корея и Японии.
Завершая повествование о нынешней выставке «Живопись» Сергея Цыганова в Реутове, добавим, что на ней есть удивительные работы, написанные, что называется, по следам известных всему миру людей. Среди них Николай Рерих, который многократно воспевал в своих полотнах красоту Гималайских гор. На выставке в Реутове есть «Гималаи» в исполнении Сергея Васильевича Цыганова. Причём в этой работе художник из Реутова передал свои личные впечатления от созерцания удивительных горных вершин. В 1990-е годы он по линии Министерства иностранных дел вместе с делегацией других художников из России побывал в индийском городе Наггар, который местные гиды называют «русским». Именно здесь, на склоне Гималайских гор, расположен дом-музей семьи Рерихов. Когда умирал Святослав Рерих – сын Николая и Елены Рерих, он завещал, чтобы русские художники обязательно побывали в этих местах с экспедицией. Сергей Васильевич Цыганов как раз и был в числе первых живописцев из России, для которых подобная экспедиция была организована. Этюды и зарисовки из того путешествия в итоге превратились в пейзаж «Гималаи», который занимает сейчас одно из центральных мест на выставке «Живопись» в Реутове. Картина написана так реалистично, что переносит зрителя туда, где люди замирают в немом восхищении перед величием голубых гор…
Секреты офорта
Побывав на выставке Сергея Цыганова, идём дальше, на второй этаж – в малый, камерный зал Музейно-выставочного центра. В нём нас ждут девятнадцать произведений, когда-то переданных в фонд Музейно-выставочного центра. Разных авторов объединяет единая печатная техника – офорт. Она известна с начала XVI века. В технике офорта работали такие всемирно известные мастера, как Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.
По словам научного сотрудника Музейно-выставочного центра Сергея Некрасова, офорт – очень интересное направление, которое любят знатоки художественного искусства, эстеты. Всё дело в том, что каждая из работ в этой технике требует к себе индивидуального подхода: оценить её в полной мере зритель сможет лишь тогда, когда научится внимательно и углублённо разглядывать удивительные оттиски на бумаге. К слову, некоторые художники, создавая печатную заготовку для таких оттисков, долго и скрупулёзно прорабатывают мельчайшие детали под увеличительным стеклом.
– Я бы сказал, что офорт – это такой удивительный вид графики, который предполагает лично-интимное всматривание, диалог с каждой работой, – говорит Сергей Некрасов. – На этой выставке у нас представлены вещи пяти авторов: Анатолия Ярославцева, Игоря Хандожко, Владимира Воробьёва, Татьяны Васильевой и Анны Новосёловой. Костяк экспозиции составляют великолепные офортные листы Анатолия Ярославцева. На мой взгляд, это художник высочайшего мирового уровня, но, к сожалению, недооценённый при жизни.
Работы остальных авторов на выставке «Офорты» – штучные, по одной-две каждого создателя, рассказал Сергей Некрасов. Подобраны они так, чтобы показать многообразие удивительной техники печатных оттисков на бумаге. Офорты, кстати, бывают не только чёрно-белыми, но и цветными. Вообще, эта техника удивительным образом сочетает в себе и творчество, и науку. Ведь каждое уникальное изображение передаётся на лист бумаги путём оттиска с пластин, которые предварительно обрабатываются, точнее протравливаются, различными кислотами. Словом, офорт – это филигранная химия в художественном исполнении. Приходите взглянуть на это!
Зинаида Гейдельман