В Музейно-выставочном центре Реутова с успехом прошла персональная выставка дизайнера украшений, мастера по вышивке, золотному и жемчужному шитью Надежды Опальковой «Золотное шитьё. Сбывшаяся мечта».
В экспозиции было представлено около 100 уникальных украшений ручной работы, созданных в самых разнообразных техниках и с добавлением самых разных материалов: от кусочков старинного фарфора до полимерной глины и бутылочного стекла. Благодаря автору на старинные техники золотного и жемчужного шитья можно взглянуть совершено под другим углом.
От кружев к золотному шитью
По словам Надежды, ей очень повезло — она родилась в творческой семье, где все женщины занимались рукоделием.
— Моя бабушка и прабабушка вышивали, шили и вязали кружева, — рассказывает она. — У бабушки был настоящий ткацкий станок, на котором она делала домоткань. Мама много лет работала закройщиком, она тоже вышивает и шьёт. Всё богатое наследие ручного труда бережно хранится в нашей семье по сей день. Порой мы вынимаем изделия и аккуратно рассматриваем эту красоту.
Живя в таком творческом окружении с самого детства, я невольно впитывала традиции, перенимала опыт, дополнительно что-то изучала, ходила по выставкам и музеям. Но после школы получила образование, не связанное с рукоделием, а вышивка оставалась хобби, которое всё время шло со мной параллельно. Посвятить себя творчеству тогда было моей мечтой.
Когда я стала работать в одном крупном издательстве, часто посещала различные мероприятия, конференции, ездила в командировки. И внешний вид имел большое значение. Мне, как и любой женщине, хотелось, чтобы мой образ выделялся, был запоминающимся и красивым. Вот тут-то и пригодились мои знания и навыки в области вышивки. Для себя я стала создавать украшения, аксессуары, научилась работать с разными материалами. Стала искать педагогов, курсы по повышению квалификации, чтобы освоить работу с полимерной глиной, сухое валянию, плетение шнуров и др.
Комплименты моим украшениям посыпались незамедлительно. «Где вы такую красоту купили? Кто это сделал?» — такие вопросы от коллег и повышенный интерес к тому, что я делаю, неимоверно вдохновляли создавать ещё и ещё.
Впоследствии я научилась комбинировать вышивку с природными материалами, применять в работе кусочки фарфора и янтаря, семена растений и орехи…
Однако я очень долго боялась подступиться к золотной технике шитья, хотя она влекла меня невероятно. Мне казалось, что она сродни философии: сложное искусство, которое надо постигать отдельно, поэтапно, в сопровождении опытного педагога. Я хорошо помню, как замирала у музейных витрин над старинным золотным шитьём — хотелось рассмотреть каждый шовчик, каждую ниточку.
Техники и варианты прикрепных швов в золотном шитье разнообразны: шов вприкреп, «литой шов», «ягодка», «денежка», «клопчик» и др. Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности, она встречается у разных народов. Например, византийские мастера украшали золотым шитьём одежду и предметы быта ещё в V веке. Золотной вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использовать позолоченные нити. Для такого шитья выбирали прочную ткань, которая может выдержать множество проколов: сукно, кожу, бархат... На Руси золотное шитьё распространилось лишь в XI веке. Сперва его использовали для украшения нарядов царственных особ, священнослужителей, церковных принадлежностей, а позже для мундиров. Вес таких изделий порой превышал 20 кг.
На какое-то время золотное шитьё практически пропало из вида, но в наши дни с триумфом вернулось. Такие вышивки используют в домах высокой моды самые именитые дизайнеры.
Мне повезло — я встретила прекрасного педагога, записавшись на курсы в творческую мастерскую Ирины Николаевой. Это было стопроцентное попадание в ту среду, в которой я хотела оказаться. Благодаря вдумчивому и серьёзному обучению золотное и жемчужное шитьё стало для меня одним любимейших направлений в творчестве. И после двух лет обучения я поняла, что совершенствоваться в нём можно бесконечно.
Уже изначально мне было интересно не только создавать реплики — копии старинных работ, но и идти дальше — делать свои индивидуальные, дизайнерские вещи.
Надежда признаётся, что каждое изделие очень трудоёмко. Но она наслаждается процессом, это приносит ей невероятное удовольствие:
— Порой я не могу оторваться от работы, — говорит она. — А ведь иной раз на одну вещь уходит месяца полтора. Несколько лет назад я изменила свою жизнь, и творчество из хобби превратилось в основное занятие и профессию. Так или иначе, вышивкой и изготовлением украшений я занимаюсь уже 25 лет.
Чтобы воплощать свои идеи, Надежда освоила самые различные инструменты: она работает с электрическим лобзиком, паяльником, научилась применять машинки для валяния и гравировки.
— Мои родные знают, лучший подарок для меня — это новые инструменты, — улыбается мастерица. — Работаю я дома, и сегодня моему набору инструментов позавидует любой мужчина. Моя мечта сбылась!
Со временем Надежда решила показывать свои работы людям, стала участвовать в творческих выставках и ярмарках в Москве и в Санкт-Петербурге. Она очень рада, что её первая персональная выставка состоялась в Реутове — в городе, где она живёт.
— На открытие пришло так много гостей: я боялась, что зал всех не уместит, — улыбается Надежда. — Интерес к золотному шитью оказался большим. Я постаралась показать зрителям широкий спектр применения этой техники: вышивку на одежде и сумках, броши, кулоны и многое другое. Мне было интересно сочетать старинную технику не только с благородными материалами (жемчугом, природными камнями), но и самыми простыми — с бутылочным стеклом или с сухим деревом.
В одной из витрин я представила своё новое направление — апсайклинг. Это изделия, созданные с помощью вещей с историей. Например, украшения с фрагментами шерстяного винтажного платка. Глядя на такие вещи, я, как мастер, хорошо понимаю, сколько труда и любви было вложено в их создание. И что? Просто выбросить на помойку? Нет, рука не поднимается. Я решила дать таким уникальным вещам ручной работы вторую жизнь. Так у меня появились украшения с кусочками керамики, с изящными ручками от старинных фарфоровых чашек и даже случайно разбитой, расписанной мелкими узорами узбекской пиалы.
Надежда добавляет, что планов на будущее у неё очень много. Успеть бы реализовать всё задуманное! В настоящий момент она готовит новую коллекцию для питерской выставки и надеется, что и в стенах Музейно-выставочного зала Реутова в дальнейшем откроется её новая экспозиция.
— Я черпаю вдохновение во всём! С идеями проблем нет! Главное, найти время, чтобы осуществить все свои планы. И я счастлива, что имею такую возможность. Счастлива творчеством!