Известная писательница, постоянный автор "ПроРеутова" Мария Очаковская продолжает цикл статей о "диковинках" подмосковной истории и культуры. Сегодня, в преддверии Нового года, - о клинской фабрике "Ёлочка".
Из пыльной коробки, которую только что достали с антресолей, из бумажно-ватных оберток появляются блестящие стеклянные шары, фонарики, шишки, грибы, зайцы и белки… В коридоре стоит перевязанная бечевкой ёлка, тают прилипшие к стволу льдинки, пахнет смолой и хвоей. Не пройдет и часа, как вся эта блестящая веселая мелочь окажется на ёлке. Остаются последние штрихи - семейные реликвии, самые старые, еще бабушкины украшения: длинные разноцветные стеклянные бусы, несколько космонавтов и арапчат на прищепках и макушка в форме звезды. Эти игрушки хранятся в отдельной коробке, на крышке которой еще видна полустёршаяся надпись: "Клинская фабрика новогодних украшений «Ёлочка»".
Отрадно, что и сегодня фабрика носит прежнее название «Ёлочка». Оно появилось в 70-е г. г. прошлого века. Тогда все разрозненные мелкие предприятия Клинского района, специализирующиеся на выпуске стеклянных новогодних игрушек, были объединены под одной маркой. Хотя история фабрики началась намного раньше - в 1848 году - так сообщает нам официальный сайт; кроме того, там говорится, что это «старейшее предприятие в стране», и возникло оно «на родине российского стеклодувного промысла».
Но давайте обо всем подробнее – и о предприятии, и о стеклодувном промысле, и о самом стекле.
С незапамятных времен известно, что основу любого стекольного производства составляет кварцевый песок. Его просеивают, промывают, добавляют к нему некоторое количество известняка и соды. Затем полученную смесь помещают в плавильные печи и нагревают до 1300 - 1500 ° С. В печах смесь превращается в жидкую стекломассу, которую либо помещают под пресс, либо заливают в соответствующую будущему изделию форму, либо формируют изделие методом выдувания с помощью специальной металлической трубки.
Но прежде, чем начать производство, нужен кварцевый песок… Обычно он добывается в крупных водоемах, на морских побережьях. К примеру, в Венеции залежи кварцевого песка были разведаны еще в 1 веке нашей эры, тогда там и появились первые стекольные мастерские. Позднее из-за угрозы пожаров всех стеклодувов с их жаркими печами перевели на остров Мурано, он-то и дал название знаменитому бренду - «Муранское стекло».
В России по целому ряду причин стекольное дело получило развитие значительно позже. В хрониках указан 1635 год, когда царь Михаил Федорович пожаловал шведу Елисею Койету, пушечного и рудознатного дела мастеру, земельный надел в Духанинской пустоши на устройство скляничного завода - с повелением делать склянки для Аптекарского приказа. Разумеется, место это, находящееся на границе Клинского и Дмитровского районов, было выбрано неслучайно. За несколько лет до того царские рудознатцы (геологи) нашли в Подмосковье несколько месторождений кварцевого песка, отметив особо богатые его залежи в Клинской земле.
В царствование Алексея Михайловича были открыты еще два стекольных завода близ Москвы. Впрочем, заводом тогда называлось крошечное производство с парой десятков рабочих и выпуском штучной продукции.
Настоящий промышленный размах русское стеклоделание получило при Петре I. При его деятельном участии появились новые, более крупные и технологичные производства, на каждом из которых проводилось обучение будущих мастеров-стеклодувов. Тогда же среди знати в большую моду вошло сервировать стол стеклянной и хрустальной питейной посудой, предпочтительно произведенной в России. Ведь не секрет, что Петр Алексеевич любил крепко выпить, и редкая ассамблея в ту пору обходилась без обильного возлияния. (В музее «Кусково» представлено несколько чудесных образцов стопок и стаканов начала XVIII в. с золотой гравировкой короны и имени «Peter»).
Светлейший князь Александр Данилович Меншиков был среди первых, кто поддержал новую «стеклянную» идею Петра. В своих личных владениях, а Меншиков был крупнейшим землевладельцем, помимо трёх заводов по выпуску парусины, нескольких кожевенных, винокуренных и прочих предприятий, он завел и стекольно-хрустальную артель. Располагалась она в селе Александрово (ныне Воздвиженское) неподалеку от Клина. Но, разумеется, лично входить в детали производства, надзирать и контролировать выпуск продукции генералиссимус Меншиков не мог. До того ли ему было!
У двух последующих поколений семейства Меншиковых до стекольного завода тоже руки не дошли. А вот у правнука Петрова фаворита дошли! Александр Сергеевич Меншиков (1787-1869 г.г.) был человеком образованным и в высшей степени разносторонним. Несмотря на то, что главным делом его жизни была война, он воевал и с французами, и с турками, и на суше, и на море, Александр Сергеевич, по словам современников, «умел приспособить свой ум ко всему». Так, унаследовав от отца родовое поместье Александрово, он не ограничился постройкой нового барского дома и разбивкой парка, но решил возродить начатое еще его прадедом стекольное дело. Учитывая, что в черте его владений протекала река Раменка, на берегах которой находились богатые залежи кварцевого песка. И вскоре, получив высочайшее разрешение на устройство завода, строительство началось.
Справедливости ради уточним, что надзирал за ним не сам Меншиков, а его управляющий и сподвижник - инженер Алексей Егоров. Первоначально завод был рассчитан на три печи и 80 рабочих из числа крепостных, планировалось выпускать колбы для керосиновых ламп, бутылки разных объемов и мелкие изделия из цветного стекла. Со временем производство расширилось, штат увеличился до 180 человек, мастера-стеклодувы освоили выпуск более сложных и кропотливых изделий. Это были стеклянные и хрустальные вазы, изысканные люстры и лампы, парфюмерные флаконы, пудреницы, разноцветные бусы. К 60-м годам, в период наивысшего расцвета, в Александрово ежегодно производилось до 1 миллиона 600 тысяч предметов сортовой посуды, которая славилась по всей стране и с успехом экспонировалась на выставках в Европе.
Одновременно предприимчивые мастера-крестьяне из окрестных деревень, овладев навыками ремесла, освоили выпуск стеклянной мелочи в кустарных условиях на дому. И как тут не подивиться народной смекалке! Позднее на Клинской земле уже трудились десятки самостоятельных крестьянских артелей по производству бус, серег и пуговиц. И хотя, после смерти Меншикова Александровский завод пришел в упадок, стекольное ремесло продолжало жить и развиваться.
Когда в России появился обычай наряжать новогоднюю ёлку, клинские стеклодувы первыми откликнулись на веяние моды и предложили стеклянные бусы в качестве елочного украшения. В 1887 г. клинские крестьяне Векшин и Орлов освоили метод изготовления не цельнолитых, а «дутых» стеклянных бус. Среди специалистов этот год и считается датой рождения ёлочного ремесленного дела.
Бурный XX век, революции, войны, голод, запустение - всё это, конечно, не могло не отразиться на праздничном новогоднем ремесле. В какой-то период большевики и вовсе запретили наряжать елку, объявив мещанством, но потом передумали и в 1936 г. снова разрешили. Представьте, как же разыгралась тогда фантазия соскучившихся по работе мастеров-стеклодув, создававших настоящие произведения искусства: дирижабли, тракторы, паровозы, самолеты, шары с героями сказок Пушкина и с портретами вождей… Примечательно, что сегодня украшения, произведенные клинскими мастерами в 30-е, а также в 50-е годы прошлого века, являются объектами коллекционирования и стоят баснословные деньги. Стоимость иных лотов на аукционах превышает несколько миллионов рублей. Впрочем, оставим раритеты коллекционерам…
Ныне на фабрике «Елочка» производится огромный ассортимент превосходных игрушек на любой вкус и любой кошелек: есть недорогие штампованные украшения (цена за набор от 1500 руб.), есть и авторские, сделанные в старых традициях, на которыми трудились мастера-стеклодувы и вручную расписывали художники. Стоимость такой игрушки от 1500 руб. за штуку.
Главный же принцип фабрики неизменен: никакого пластика, украшения производятся только из стекла - тонкого, легкого, изящного и живого.