В начале марта на новейшей концертной площадке страны Live Арена состоялся большой сольный концерт группы Burito. Особенностью вечера стали приглашённые актёры — танцоры коллектива инклюзивного танца из реутовской студии StudANce, центра социокультурной анимации «Одухотворение» и платформы современного танца «Bereg».
В составе такой большой команды движения «Inclusive Dance» ребята исполнили танец, созданный специально под песню «Пули» Бурито — российского автора-исполнителя и солиста одноимённой группы.
— Для нас выступление на такой большой сцене — это огромный шаг вперёд, — говорит хореограф, основатель студии StudANce Наталья Головкина.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов, кавалер ордена «За вклад в культуру», главный хореограф международного фестиваля «Inclusive Dance», она уже более 11 лет разрабатывает систему танцевальных практик для людей с инвалидностью.
— Это событие стало по-настоящему значимым для всех нас и, как я думаю, самым видимым и сильным примером для восприятия инклюзивности. Мы хотим привлечь внимание к тому, что все люди могут танцевать, даже со звёздами, на таких масштабных концертах. Накануне выступления наши танцоры репетировали до 12 ночи! Они научились ждать, слушать режиссёров, подстраиваться под площадку и требования! Это и есть настоящая социализация!
По словам Натальи, инклюзивная хореография — это не только отличный способ реабилитации и вид современного искусства. Людям с ограниченными возможностями здоровья она даёт почувствовать свою нужность, ответственность за мероприятие, стремление не подвести тех, кто в паре с тобой.
— Можно тихо сидеть дома, а можно выходить на сцену с Бурито! Всё зависит от желания, от горения души, — уверена Наталья. — И мы доказываем это. Такие инклюзивные танцы — это возможность импровизации, самовыражения в движении, в которых равны все, независимо от физических возможностей и умений.
Наша студия открылась в Реутове совсем недавно — несколько месяцев назад. Проект волонтёрский, в нём два направления — детское и взрослое. Стать участником коллектива просто: достаточно прийти в школу StudANce и рассказать о своём желании.
Педагог подчёркивает, что никакие справки ей не нужны, — она и так увидит, что и как.
— Лишний раз стараюсь не задавать вопросов — это вызывает внутреннюю боль. Мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому, на основании данных о его диагнозе и возможностях. Особенно для тех, кому очень трудно двигаться. Даже микродвижение вначале даёт понимание того, что человек танцует. Двигается и получает от этого удовольствие! Это самое важное, — говорит педагог. — Понятно, что, записываясь в школу инклюзивного танца, вряд ли можно полностью вылечиться. Но то, что танец приносит продуктивный результат, — факт. Человек в любом возрасте способен привести себя в форму, главное, чтобы у него было внутреннее желание. Начинаем с малого, чтобы оно не пропало.
Для начала мы берём лёгкий бальный танец — медленный вальс. Движения здесь мягкие: вперёд–назад, вправо–влево. Я сразу настраиваю: не бойтесь делать ошибки. Именно они позволяют нам расти над собой и развиваться. Импровизация позволяет открыть прекрасное в каждом танцоре. Затем приступаем к более серьёзной подготовке. Надо сказать, что я никого не жалею. Прошла через этап жалости уже давно, сейчас я ощущаю себя как обычный хореограф, который ведёт урок.
Рассказывая о себе, Наталья с улыбкой вспомнила, что в группу народного танца «Топотушки» в ДК «Прожектор» её привела мама ещё в 1976 году.
— Мне было 7 лет, и танцевать мне очень нравилось. Но то, что я свяжу свою жизнь с танцами, тогда даже не думала. После школы поступила в МАИ, однако вскоре поняла: нет, не мой путь, не моя профессия. С 17 лет я стала параллельно работать хореографом, так что решила попробовать себя в Московском институте культуры. В итоге получила диплом балетмейстера — постановщика народной хореографии. Далее мой творческий путь был разнообразным и извилистым: успела поработать в Школе моды Славы Зайцева, ставила номера в цирке «Аквамарин», танцы для мюзиклов, спектаклей.
Почему в моей жизни появилась инклюзия? Сложный вопрос. Совершенно случайно я попала на инклюзивный концерт и увидела там ребят, исполняющих бальный танец на инвалидных колясках. Для меня это стало настоящим откровением. Начала искать в интернете информацию, связанную с этой темой. Оказалось, что голландка Корри ван Хагтен стала первым инструктором по танцу на коляске в Нидерландах и уже более 40 лет посвящает себя всестороннему развитию танца на коляске. Ныне она — президент Международного фонда по танцам на колясках и первая женщина, которая в конце 1960-х годов стала танцевать с профессиональными танцорами.
Тогда-то в своих поисках я наткнулась на объявление: «Ищем педагога-хореографа для Центра социокультурной анимации «Одухотворение». Центр работает с 2002 года; он — источник вдохновения и радости для ребят с инвалидностью, помогает им обнаружить и развить в себе таланты. Я поняла: «Это знак!» — и пошла туда волонтёром.
Но долго не могла войти в зал. Я не понимала, как общаться, — у меня не было такого опыта. Он мне достался большим трудом. Но я поняла, что надо просто работать, без излишних сантиментов. Я учу танцевать разных людей, с различными диагнозами, и уже давно не акцентирую внимание на их болезни. Не важно, нет у человека ноги или у него ментальные нарушения — для меня это танцор, спрос со всех одинаковый.
«Вы здесь, так что работаем! — говорю я им. — Настройтесь на то, что вы будете выходить на сцену и нести радость людям!»
За 11 лет практики мне, безусловно, стало легче. За мной следом идут мои ученики, и я рада, что в нашей стране развивается движение инклюзивных танцев. Вокруг очень много талантливых ребят с особенностями здоровья, их творчество уникально и достойно большого внимания. Мы хотим, чтобы они выходили на широкую публику (на сцене, на телевидении) и показывали другим людям, что искусство — это не про ограничения, а про возможности и про особый внутренний мир, который есть у каждого человека!
Наша группа инклюзивного направления только набирается, мы будем рады новым ученикам. Приглашаем на занятия и волонтёров, чтобы помогать выполнять движения ребятам, которым одним сделать это бывает сложно.