Москва, 1 мая 1936 года, парад… Вслед за военной техникой на Красную площадь вступают праздничные колонны демонстрантов. Цветы, красные флаги, портреты вождей… С почётной трибуны демонстрантов в числе прочих гостей приветствует и Алексей Григорьевич Стаханов, легендарный шахтёр-рекордсмен, новатор, основатель стахановского движения.
Меньше года назад он был никому неизвестным, простым забойщиком на шахте «Центральная-Ирмино» в городке Кадиевке на Донбассе. Физически крепкий, выносливый, смекалистый Алексей работал хорошо, честно и за дело своё болел. Зная, что родная шахта числится в отстающих, Алексей не раз подходил к начальнику участка с рационализаторским предложением, как правильно организовать рабочий процесс, чтобы повысить норму выработки и производительность труда. Хотя сам Стаханов таких слов, конечно, не знал, всё его образование — 3 класса деревенской школы. Однако в работе шахты, где прошли 8 лет его жизни, он разбирался отлично. Давайте, предлагал он, разделим обязанности труда: пусть шахтёр-забойщик только рубит уголь, крепильщик только укрепляет своды забоя, а коногон следит за лошадью, которая тащит наверх вагонетку с углём.
До поры предложение Стаханова оставалось без ответа, пока о нём не узнал местный парторг… И с его лёгкой руки вечером 30 августа 1935 года на шахте «Ирмино» был устроен эксперимент по методу Стаханова. Помимо Алексея, в забой спустились ещё несколько человек: двое крепильщиков, коногон, парторг и корреспондент местной газеты — последние должны были зафиксировать результат. Всю смену, а это 5 часов 45 минут, Стаханов не выпускал из рук отбойного молотка, работал без остановок и пауз. Надо полагать, такое под силу далеко не всякому. Когда же подсчитали результат, оказалось, что Алексей нарубил 102 тонны угля, превысив обычную рабочую норму в 14 раз. О впечатляющем результате тотчас доложили наверх, сообщили по радио, написали в газетах… И пока герой-забойщик продолжал ставить в шахте новые рекорды, дирекция вывесила его фото на Доску почёта, выделила большую денежную премию, абонемент в театр для культурного развития и, чего уж тут мелочиться, новую квартиру из собственного фонда…
За короткое время имя Стаханова узнала не только наша страна, но и Америка. Фото шахтёра, установившего мировой рекорд, появилось на обложке журнала «Тайм». Для торжественного чествования Алексея пригласили в Москву, сам товарищ Сталин лично благодарил его. Вождь не скрывал своего расположения к этому простому, обаятельному парню, судя по всему, у него были определённые виды на Стаханова — он уже видел его будущим наркомом угольной промышленности. А для начала Алексею предложили остаться в Москве и поступить учиться в Промышленную академию…
Меж тем по всей стране пример Стаханова подхватили рабочие других отраслей промышленности. Кузнец-новатор Горьковского автозавода А. Бусыгин сумел отковать за смену более 1000 коленчатых валов вместо нормативных 650, ткачихи Виноградовы вместо положенных 16 обслуживали 70 и более ткацких станков, фрезеровщик-рационализатор И. Гудков с Московского станкостроительного завода благодаря своему новому методу смог в 3 раза увеличить количество изготавливаемых деталей.
Движение рационализаторов, отныне названное стахановским, ширилось, а сам Алексей превратился в героя советской индустриализации, став, по сути, её символом. Страна остро нуждалась в таких героях!
В те годы в СССР ускоренными темпами шла индустриализация, наращивался промышленный и военно-промышленный потенциал. Широко известны слова Сталина, произнесённые им в 1931 году: «Мы отстали от передовых стан Запада на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам обстоятельства».
Обстоятельства и в самом деле складывались не лучшим образом. В Европе и мире росла напряжённость, множились конфликты, в том числе близ границ СССР, некоторые лидеры открыто призывали к пересмотру итогов Первой мировой войны. В конце 1920-х годов разразился конфликт на КВЖД между СССР и гоминьдановским Китаем, вскоре последовал кризис советско-британских отношений с угрозой перерастания к военным действиям, не прекращались провокации на границах с Польшей и Финляндией… В мире вновь заговорили о большой войне — на сей раз о войне технологий, моторов, с использованием всего арсенала современной артиллерии, танков, самолётов, подводных лодок…
Чтобы суметь ответить на внешние угрозы нашей стране с её отсталой, крестьянско-аграрной экономикой, ослабленной революциями и Гражданской войной, требовалось в короткие сроки и практически с нуля создать современную промышленность, военно-промышленный комплекс. По сути, реализации этой масштабной задачи были посвящены все предвоенные годы, примерно десять лет, как и говорил товарищ Сталин.
Сейчас нам трудно представить, как за такой короткий срок в СССР было построено 9 тысяч новых заводов, включая крупные металлургические, станко-, автомобиле- и тракторостроительные, химические, горнодобывающие, энергетические предприятия. Не буду приводить данные об увеличении выплавки чугуна, стали, добычи угля, нефти, выработки электроэнергии, достаточно сказать, что к 1940 году СССР превратился в индустриальную страну, чей национальный доход на 70% обеспечивал промышленный сектор.
Другое дело, как удалось совершить это экономическое чудо? И чего оно стоило миллионам наших сограждан, в первую очередь крестьянам? Возможно, из школьных учебников истории некоторые ещё помнят о коллективизации и раскулачивании… Нет простых ответов на сложные вопросы.
Система сталинских реформ затрагивала не только крестьянство, но и все слои населения, все сферы экономики. О жёсткости и жестокости его реформ историки спорят по сей день. И всё же споры стихают, когда речь заходит о Великой Отечественной войне, выстоять и победить в которой СССР смог благодаря мощному военно-промышленному потенциалу, созданному в 1930-е годы. Без него не было бы ни СССР, ни возможно, нас с вами…
Ошибочно полагать, что для реализации намеченных реформ Сталин и его правительство действовали только с позиции силы и принуждения. Отнюдь нет. Помимо кнута, народу предлагался, конечно, и пряник — именно в это время учреждается звание Героя Советского Союза. О героях говорит вся страна, власть наделяет их привилегиями, народ чествует полярников, лётчиков и передовиков производства — стахановцев.
Сам Алексей Стаханова, подхваченный всенародной любовью, оказался на самом пике славы: у него квартира в Доме на набережной, автомобиль с личным шофёром, звание депутата Верховного совета… Но на волне успеха удержаться трудно…
Честный и трудолюбивый, но в то же время малообразованный, выпивающий и абсолютно лишённый амбиций, Алексей не смог воспользоваться представленным ему шансом. Не без труда окончив Промакадемию, он несколько лет проработал начальником Карагандинской шахты, потом получил руководящую должность в Наркомате угольной промышленности, но руководить Алексей не умел и особых успехов не добился. Поговаривали, что шахтёр-рекордсмен выпивал и устраивал скандалы. В 1957 года Стаханова перевели из Москвы на Донбасс на формальную должность заместителя директора угольного треста и, по большому счету, о нём забыли… Долгое время он скромно жил в тени собственного громкого имени, хворал. Незадолго до смерти о нём вспомнили — дали звезду Героя Социалистического труда.
А.Г. Стаханов умер в 71 год… По сути, он так и остался простым рабочим парнем, забойщиком шахты «Ирмино», ведь только там он чувствовал себя на своём месте.