Новости / Культура
Из мелодии и красок
01.11.2024 в 12:45
504 0
Автор: Константин Сагань

В Музейно-выставочном центре (МВЦ) Реутова открылась уже вторая персональная выставка картин Фёдора Усачёва, называющаяся «Осеннее равновесие». Корреспондент нашего издания пообщался с автором экспозиции и узнал о его творческом пути, планах на будущее, а также о роли художника в современном мире.

— Почему вы стали художником?

— Я из очень творческой и, кстати, многодетной семьи. Мой дедушка Анатолий Усачёв — художник и архитектор, мама Светлана Усачёва — камерная певица. Поэтому связь с искусством у меня с детства. До сих пор помню запах красок, которыми писал дед. Мои сестры и братья тоже занимаются творчеством: Елизавета Бухингер — арфист и композитор, Ефросиния Мурашкина — органист и певица, Валентин Мурашкин — виолончелист, Лев Усачёв — поэт. На этом фоне выделяются только мой отец Дмитрий Усачёв, учёный-энтомолог, и брат Павел Усачёв, ставший священником.

— Получается, что вы изначально были поставлены перед выбором между изобразительным искусством и музыкой?

– Можно сказать и так. Музыкой я увлёкся раньше, чем картинами. Ходил в музыкальную школу, постоянно слушал виниловые пластинки. В основном классику — Бетховена и Шуберта, а также разную этническую музыку с необычными инструментами. У нас дома была большая музыкальная коллекция, в ней присутствовала даже пластинка Александра Вертинского, подписанная им самим. Винил и пожелтевшие нотные тетради можно было потрогать, но вместе с тем они хранили в себе звук. Наверное, эти аналоговые носители стали для меня мостиком между музыкой и материальным искусством, таким как живопись и скульптура.

— А как Вы стали учится на художника?

— Сначала я пошёл в Детскую художественную школу имени В.А. Серова, а потом перевёлся в кружок при Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. После я закончил Школу акварели Сергея Андрияки. Мне очень повезло, потому что довелось много и очень близко общаться с Сергеем Николаевичем, большим художником и необычайно интересным человеком. Там были очень хорошие преподаватели, например заслуженный художник Российской Федерации Алексей Юрьевич Кравченко. Они вкладывали в нас своё видение творчества, старались передать всё мастерство. Потом мне довелось учиться в Австрии, в Университете искусств и промышленного дизайна города Линца, в нём преподавали профессора Венской академии изобразительных искусств. Там я усвоил совсем другие подходы к искусству, которых тогда в России ещё не было.

— Что в западном искусстве для Вас было в новинку?

— Например, теория и практика современного искусства. Позже при организации своих выставок я стал смешивать классическую живопись с инсталляциями. Пространственные композиции добавляют залу атмосферу, располагающую к лучшему восприятию картин.

— Как к вам приходят образы для картин?

— Часто они приходят ко мне через музыку. Причём не всегда ту, что играет снаружи. Это какая-то внутренняя музыкальная интуиция. Образ ощущается не как изображение, а как мелодия. Объяснить это непросто, но я считаю, что многие картины, я не задумываю — они сами ко мне приходят, как сигнал на приёмник. Из этого и выросло моё направление творчества, я называю его мистическим символизмом с романтизмом.

— На первый взгляд кажется, что большинство ваших картин выполнено в реалистичной манере...

— Я бы сказал так: их нельзя отнести к сюрреализму, искажающему действительность до неузнаваемости. Но если присмотреться к ряду моих картин, можно увидеть, что изображённое на них находится на грани реальности и иллюзии, миража. У посетителей моих выставок часто возникает дежавю, когда на полотне они видят пейзажи тех мест, где никогда в жизни не бывали. А некоторые чувствуют взгляд, обращённый на них с картины, на которой нет ни лиц, ни глаз.

— Но всё-таки вдохновение может приходить к Вам и менее мистическим путём?

— Конечно. Например, на многое меня вдохновляет моя супруга Анастасия. Она — биолог, часто рассказывает очень интересные и неизвестные мне вещи о растениях и животных. Благодаря этой информации тоже возникают необычные идеи для картин.

— Вы уже во второй раз выставляетесь в Реутове. В каких ещё выставках Вы принимали участие?

– К настоящему моменту у меня прошло более 30 персональных выставок, и ещё примерно столько же раз я участвовал в выставках вместе с другими художниками. Например, мои персональные выставки были в Малом Третьяковском зале Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова, Книжной палате в Черниговском, а также я с другими студентами Сергея Андрияки участвовал в большой выставке в Манеже.

— А можете вспомнить первый раз, когда Вы выставляли свои картины?

— Первый раз был довольно забавным, и это не вполне можно назвать выставкой. Мне было около 10 лет. Тогда я очень любил творчество Ван Гога и, подражая ему, наваял стога сена доставшейся от деда масляной краской, а потом пытался продавать эти картины на одном из рождественских базаров Европы.

— Расскажите, пожалуйста, про вашу вторую выставку в Реутове? В чём её концепция?

— Название выставки «Осеннее равновесие» во многом отражает её содержание. Это собирательный образ осени, которую я видел и писал в разные годы в разных местах. Но общее настроение экспозиции располагает именно к равновесию. Несколько медитативному, немного меланхоличному. Творческая задача заключалась в том, чтобы помочь зрителю хотя бы ненадолго абстрагироваться от скорости современной жизни и просто отдохнуть. Ещё на многих представленных полотнах изображён туман. Для меня это особая тема, некий романтический образ, ведь никто точно не знает, что скрывается за этой белёсой преградой.

— Какие у Вас творческие планы?

— Планов очень много. В последнее время у меня растёт количество выставок, посмотрим к чему это приведёт. Помимо написания картин, я занимаюсь ещё скульптурой, а также книжными иллюстрациями в издательстве «Настя и Никита». В основном, конечно, оформляю детские книги, но стараюсь, чтобы мои изображения привлекали и взрослых, которые будут читать их вместе с детьми. Иллюстрации натолкнули меня на мысль, что сейчас очень мало картин на сказочную тематику, хорошо было бы вновь обратиться к нашему народному наследию.

Ещё одно направление моей деятельности — педагогика: сейчас я работаю преподавателем ИЗО в одной из московских школ. Помогать ребятам постигать искусство тоже очень интересно. К тому же сейчас я учусь в Институте международных экономических связей на факультете психологического консультирования, для того чтобы, в частности, заниматься детской арт-терапией. И, конечно, меня тянет к какому-то синергетическому проекту, который объединит в себе людей из разных областей творчества: художников, музыкантов, актёров, писателей.

— В чём заключается миссия художника в современном мире, где изображения можно легко создавать с помощью фотокамеры?

— Снимок, конечно, может передать вдохновение фотографа. Но всё равно, как мне кажется, в отличие от картины, он ограничивает творческие возможности. Ведь каждый человек — это целая вселенная, микрокосмос, так считали ещё античные мыслители. И внутренняя реальность творца, его воображение, вмещает гораздо больше, чем самый широкий объектив.

– А что скажете про рисующие нейросети?

— Они в принципе не могут заменить человеческого творчества. В том, что они делают, нет души, только заложенный алгоритм, каким бы он ни был совершенным. Люди могут привыкнуть к потреблению цифрового суррогата. Однако такое привыкание убьёт важные душевные и духовные составляющие человека. Поэтому одна из актуальных задач художника — спасать других от такого исхода, не давая им потерять связь с живым искусством. При этом я не считаю себя врагом данных технологий, их тоже можно использовать в определённых случаях.

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Юнармия Добродел Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ММЦ ОДОН Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Андрей Ломанов Дима Билан Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина
< >