Почти год прошел с того момента, как детские сады Реутова влились в образовательные комплексы, объединившие школы с дошкольными учреждениями.
Такая реорганизация проходила в 2024 году во всем Подмосковье, не только в Реутове. О том, что изменилось, наш корреспондент узнала у эксперта из системы дошкольного образования, депутата Совета депутатов городского округа Марины Кудиновой. Сегодня она возглавляет дошкольное отделение образовательного комплекса школы № 7, в которое входят сразу семь дошкольных корпусов, а в них обучается более 1000 воспитанников.
Переходный период
По словам Марины Александровны, на самом деле за пугающим словом «реорганизация» стоит множество плюсов, которые проявляются не только в повседневной работе сотрудников детских садов и учителей начальных классов, но и в расширившихся возможностях для детей и их родителей. Сначала кратко о понятиях.
Образовательный комплекс — это два и более образовательных учреждения, которые стали одной организацией с общим руководством, финансированием и локальными документами. Теперь многие реутовские детские сады и школы — не отдельные учреждения с разными требованиями, а единое учебное пространство.
Бесшовный переход — практика, в ходе которой воспитанники детских садов, прикрепленных к определенной школе, автоматически зачисляются в ее первые классы.
— В сентябре прошлого года у нас прошла реорганизация путем присоединения детского сада № 9 «Святлячок» к школе № 7, у которой уже был свой дошкольный корпус на проспекте Мира, 35, — рассказывает Кудинова. — После нашего присоединения большой образовательный комплекс школы № 7 стал включать два школьных здания (одно, где учатся ребята из начальных классов, второе — для учащихся с 5-го по 11-й класс) и сразу семь корпусов дошкольного отделения.
Сегодня мы предоставляем не только общеобразовательную программу для основной массы наших воспитанников в возрасте от одного года до трех лет и для детей от 3 до 7 лет, но и адаптированную программу для дошкольников из групп компенсирующей направленности. Есть у нас, например, отдельные группы для детей с нарушением речи, включая тяжелые случаи, а также группы ранней помощи, позволяющие выявить малышей с самыми разными особенностями развития, по возможности помочь им и их родителям в течение дошкольного периода эти особенности исправить или максимально скорректировать до нормы, чтобы эти дети в дальнейшем без проблем могли обучаться вместе со своими сверстниками по общеразвивающим программам.
— Став крупнее во всех смыслах этого слова, что приобрело дошкольное отделение образовательного комплекса школы № 7?
— Одно из преимуществ мы ощутили в летний период. Как известно, это период отпусков и каникул, поэтому часть воспитанников в детские сады родители вообще не приводят. В рамках образовательного комплекса мы смогли безболезненно законсервировать на лето часть наших зданий, чтобы спокойно подготовить их к новому учебному году. Всех детей, оставшихся в группах, перевели в три здания нашего комплекса, они расположены в шаговой доступности друг от друга, — уточнила Марина Александровна.
По ее словам, во-первых, это позволяет экономить средства за счет помещений, которые ввиду отсутствия основной массы детей летом можно не использовать, а во-вторых, единое учебное пространство образовательного комплекса без потери качества услуг позволяет теперь маневрировать при решении множества других вопросов. Например, оставшихся в городе ребят не пришлось объединять в разновозрастные группы.
— Этим летом все наши группы были строго одновозрастными, — уточнила Кудинова. — Кроме этого, внутри единого образовательного комплекса проще решать проблему взаимозаменяемости сотрудников на период отпусков, а также появилась возможность объединить определенные материально-технические ресурсы и инфраструктуру внутри отделений. Для понимания: два наших корпуса современнее остальных — в них просторные музыкальный и физкультурный залы, а также отдельные кабинеты для дополнительных занятий. Теперь ими могут пользоваться воспитанники всех корпусов нашего дошкольного отделения. Кроме этого, 9 Мая совместно со школой мы проводили большие мероприятия и на ее территории, и на нашей. Теперь в рамках социального партнерства и единого учебного пространства усилилось взаимодействие с начальной школой — к нам чаще приходят школьные учителя, у которых ребята будут учиться после детского сада. Вместе с ними на нашей базе мы подняли на новый уровень подготовку к школе: создали два полноценных учебных кабинета с интерактивными и магнитными досками, проекторами и раздаточным материалом как в настоящих школьных классах. Помимо этого, прослеживается заинтересованность учителей в работе с будущими первоклассниками. И, конечно, руководитель нашего образовательного комплекса Дарья Александровна Дубовицкая не раз встречалась с родителями наших воспитанников, ведь многие ребята скоро перейдут в школу № 7 и станут ее учениками.
— Наверное, сейчас самое время подробнее рассказать о бесшовном переходе ребенка из детского сада в школу.
— Во-первых, родители теперь по-другому замотивированы взаимодействовать не только с воспитателями, но и с учителями, приводя своих детей на занятия по подготовке к школе. Помимо этого, когда с 1 апреля была объявлена первая волна зачисления детей в первые классы, мы наших выпускников более качественно продиагностировали, потому что в едином образовательном комплексе теперь есть преемственность учебного процесса, а значит, мы продолжаем отвечать за наших воспитанников, которых вели с 2–3-летнего возраста. В случае каких-то трудностей при переходе ребенка в школу можем подключиться и помочь учителям и школьным психологам найти «золотой ключик» к такому ученику. Также в этом году мы сами подготовили для 150 выпускников наших дошкольных корпусов все документы, которые требуются им для зачисления в первые классы школы № 7.
С 7 августа идет окончательное формирование этих классов, и мы уже точно знаем, что в пяти из них будут учиться наши воспитанники. Детям это тоже в плюс, потому что в их школьные коллективы придут уже знакомые им по детскому саду ребята. Но главный плюс бесшовного перехода, наверное, почувствовали родители наших выпускников. Раньше они самостоятельно собирали весь пакет документов и прикрепляли его в электронной форме на портале. Иногда при проверке этих сведений им отказывали, если на каком-то документе не хватает штампика, он не тот или не там. Сейчас, когда мы полностью сопровождаем весь этот процесс, такого нет, родители экономят свое время и нервы, получая нужный результат.
— А сколько всего воспитанников в дошкольном отделении школы № 7?
— На конец прошлого года их было 1050. Думаю, в новом году будет примерно столько же или чуть меньше — в последнее время мы ощущаем последствия недавнего демографического спада. Тем не менее дошкольное отделение нашего образовательного комплекса остается востребованным.
Как пояснила Марина Кудинова, сегодня проблема очередности детей в дошкольные учреждения в городе полностью снята, теперь родители могут выбирать, к образовательному комплексу какой именно школы они хотят прикрепить своего ребенка. В старшем дошкольном возрасте многие переводят детей в дошкольное отделение именно той школы, в которой те потом будут учиться.
— Практически всех, кто пожелал этим летом перейти к нам, мы приняли, — говорит Кудинова. — Сейчас пришло то время, когда имеющиеся образовательные комплексы уже не просто закрывают имеющиеся потребности населения, а начинают конкурировать друг с другом за каждого ребенка. В этом вопросе качество образовательных услуг имеет решающее значение. В новых условиях его нужно поднимать, у нас это уже получается — объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы во многом способствует этому.
— Несколько лет назад в ряде дошкольных учреждениях города наблюдался дефицит кадров. Как у вас обстоят дела с ними сегодня?
— В этом учебном году у нас такой проблемы нет, хотя раньше она действительно периодически возникала. Сейчас внутри своего коллектива мы стараемся заранее готовить кадры, которые нам будут нужны в учебном году, мотивируем младший персонал повышать свою квалификацию, чтобы перевести их на должности воспитателей в том числе. И среди родителей выявляем тех, кто готов и хочет получить педагогические специальности, помогаем им получить такое образование. Этим летом в наш коллектив пришли 4 человека. Начинать свою работу они будут в параллели с опытным наставником, который все им покажет и расскажет. В летний период мы также стараемся отправлять своих сотрудников на переподготовку и повышение квалификации. Естественно, все это я согласовываю с директором образовательного комплекса, потому что сейчас у нас общий бюджет, кроме того, вводится новая тарификация труда с коэффициентами, надбавками и стимулирующими выплатами, которые теперь больше зависят от качества и условий работы.
— В едином образовательном комплексе у вас стало меньше административных функций?
— Да, это позволяет больше времени уделять работе с детьми. В образовательном комплексе общие контракты на питание, охрану и закупку оборудования, раньше их заключал каждый детский сад по отдельности. Кроме этого, как я уже сказала, в образовательном комплексе многие учебно-методические ресурсы тоже общие. Например, пособия или игры, использующиеся в рамках реализации проекта предшколы, мы можем позаимствовать у учителей. Теперь у нас не болит голова о контрактах на расходники — их тоже заключают централизованно. И сейчас у нас общий внебюджет на весь образовательный комплекс.
— Планируете расширять направления дополнительных услуг в дошкольном отделении?
— Да, на базе детского сада, как и в каждой школе, сегодня есть дополнительные услуги. Недавно в нескольких средних группах мы ввели занятия математикой по методике Людмилы Петерсон (упор в ней делается не на запоминание готовых решений, а на логику и развитие абстрактного мышления у воспитанников при самостоятельном поиске ответа на математические задачи и примеры под руководством педагога). Эта услуга оказалась востребована, поэтому в этом году мы дополнительно открываем занятия по этой программе на базе других наших групп, в школе тоже есть классы, обучающиеся по ней. Это более продвинутый уровень, сверхбазовый. Что касается стремления многих родителей развивать другие сверхнавыки у своих детей в дошкольном возрасте, лично я считаю, что к этому надо подходить очень осторожно. Нередко у некоторых детей в раннем возрасте это создает дополнительные проблемы, в итоге можно получить обратный результат и даже нарушить нормальное психологическое развитие ребенка. Наша основная наша — давать качественное базовое дошкольного образование.
— Спасибо огромное за содержательную беседу, Марина Александровна! Последний вопрос: что-то в корпусах дошкольного отделения изменилось за летний период, помимо классической подготовки к новому учебному году?
— Все необходимые текущие работы в рамках подготовки к новому учебному году мы уже почти завершили. Кроме них, в одном из корпусов провели масштабную профилактику бассейна, а также оснастили новым оборудованием и пособиями ряд отдельных кабинетов для занятий с детьми, обновили часть малых архитектурных форм на прогулочных территориях. С нетерпением ждем нового учебного периода и всех своих воспитанников!