В преддверии Дня народного единства в Реутове определили победителей муниципального этапа конкурса исследовательских и проектных работ «Отечество: история, культура, природа, этнос».
Ежегодный конкурс «Отечество» среди учащихся школ всей нашей огромной страны проводится с 1992 года. Ребята из Реутова неоднократно побеждали в нем на федеральном уровне, потому что краеведение, знание истории и культурного наследия родного края во всех учреждениях образования и культуры наукограда прививают детям, начиная с дошкольного возраста.
Казалось бы, за 30 с лишним лет проведения этого конкурса юные исследователи должны были перебрать все интересные темы по истории нашего города и о судьбах его героических жителей… Так думала наш корреспондент, направляясь в школу № 6, где 30 октября состоялась защита проектов участников нынешнего муниципального этапа, и сильно ошиблась.
Как оказалось, и в этом году школьники смогли удивить членов жюри — видавших виды экспертов: ведущих реутовских краеведов, учителей истории, сотрудников городского Музейно-выставочного центра, библиотечной системы, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар» при Управлении образования администрации Реутова и даже военных.
— В этом году в восьми номинациях конкурса участвовали 17 учащихся наших школ, — рассказала методист центра «Дар» Ульяна Журавлева.
По ее словам, среди конкурсантов этого года в муниципальный этап прошли не только опытные старшеклассники, но и учащиеся начальной школы, включая первоклассников. Тематика работ самая разнообразная: история Великой Отечественной войны, герои спецоперации, культурное наследие Реутова и летопись родного края, архитектура и история Подмосковья, семья и родословная, современные науки и технологии.
В ходе трехчасового марафона, а именно столько продолжалась защита проектов в двух аудиториях школы № 6, школьники представили членам жюри сразу несколько открытий, в том числе озвучили малоизвестные имена наших замечательных земляков. Среди них есть герои СВО и фронтовики Великой Отечественной, совершившие бессмертные подвиги. Кроме того, на муниципальном этапе были раскрыты тайны редких экспонатов школьных музеев, а также рассказаны удивительные истории из прошлого городских улиц и размещенных на них объектах. А еще участники городского этапа конкурса предложили инновационные решения для популяризации любви к наукограду.
Как отметила на церемонии награждении победителей председатель жюри городского этапа, директор центра «Дар» Наталья Семенова, экспертам, оценивающим работы участников, было совсем непросто определить сильнейших среди множества очень достойных проектов. Пришло время назвать имена победителей.
Заметим, что и у призеров городского этапа есть перспективы стать первыми, но уже через год. У них есть время, для того чтобы доработать темы своих проектов. Например, очень интересную работу «Интерактивная скамейка» представили старшеклассницы лицея Лиана Хачатрян, Елизавета Рябова и Дарья Сергеева. Девушки создали сайт, где собрали информацию о выдающихся людях Реутова: ученых, спортсменах, героях войн, боевых конфликтов и СВО. Поскольку сейчас в городе активно проводится благоустройство парков и скверов, учащиеся лицея предлагают установить в них скамейки с интерактивными QR-кодами. Отсканировав такой код с помощью своих гаджетов, реутовчане и гости города попадут на страницы уже упомянутого сайта с информацией о выдающихся жителях наукограда. Перспективно? Еще бы! Впрочем, мы отвлеклись, пора представить победителей муниципального этапа.
В номинации «Культурное наследие» лучшим члены жюри признали проект ученицы 11-го класса из школы № 6 Селены Поденной «Почти утраченные лики». Он о двух старинных деревенских иконах, хранящихся в школьном музее. На эти иконы в ходе посещения школы № 6 обратили внимание глава Реутова Филипп Науменко и председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов, спросив, откуда эти реликвии и какова их история.
После этого Селена и руководитель школьного музея Наталья Малынова решили подробнее изучить данные экспонаты. Им раньше мало придавали значения — иконы сохранились не в первоначальной красе, а с частично утраченными элементами. Чтобы узнать, чьи лики изображены на иконах, Селене и Наталье Малыновой пришлось пообщаться с экспертами из иконописных мастерских и перечитать массу разных источников по истории православия. Это исследование только начато, но уже есть первые результаты, их-то и оценивали члены жюри. Мы надеемся, что, как и в случае с предыдущей работой Селены о тайнах фабричной мозаики, проект об иконах ждут открытия и, конечно, победы на конкурсах разного уровня.
Еще один победитель муниципального этапа конкурса в номинации «История образовательных организаций. Детское движение» — совсем юный Егор Леонов, первоклассник из школы № 1. Вместе с учительницей начальных классов Марией Бухтияровой он создал настольную игру — «ходилку» с цветными маршрутами по историческим темам Реутова и всего Подмосковья. Эту игру Егор уже опробовал на ровесниках и ребятах постарше в своей школе.
— Всем очень нравится! Даже взрослым, — говорит он.
Членов жюри Егор покорил умением представлять проект легко и обстоятельно, не подглядывая в заранее написанный текст, а также бесстрашными ответами на самые сложные вопросы экспертов.
Ученик 9-го класса школы № 6 Кирилл Слобожан удивил членов жюри работой «Дроны на самодельных бесколлекторных моторах» в номинации «Науки и технологии края». Собирает и запускает эти дроны Кирилл самостоятельно, правда, не в Реутове, а в одной из областей Центральной России, где обычно проводит каникулы. В дальнейшем девятиклассник планирует оснастить свою разработку тепловизором, чтобы с ее помощью можно было искать пропавших людей и животных. А еще молодой изобретатель делает легкие самолеты-планеры из потолочной плитки. Вместе с руководителями своего проекта — директором школы Юлией Дюбкиной и педагогом-организатором Полиной Быстровой Кирилл анализирует и другие сферы, где его летательные аппараты смогут приносить пользу.
Ученица 11-го класса школы № 10 Валерия Гранкина стала победительницей городского этапа в номинации «Летопись родного края», вместе со своим педагогом Галиной Ворониной глубоко исследовав историю Николо-Архангельского храма — уникальной жемчужины Подмосковья.
Иванна Клыкова, третьеклассница из школы № 1, блестяще справилась с темой «Герои моей семьи» в номинации «Семья и родословная», руководитель ее проекта — учитель начальных классов Юлия Мартынова.
В номинации «Специальная военная операция» победу одержал старшеклассник из школы № 7 Максим Данилин. Под руководством своего учителя истории Сергея Матвеева он подготовил яркий и очень эмоциональный проект о своем отце — действующем участнике СВО.
Ученица 11-го класса из школы № 7 Диляра Айсина со своим педагогом Галиной Шевцовой исследовали тему «Деревенское военное детство глазами детей Горьковской области» (сейчас это Нижегородская область). Эта работа признана лучшей в номинации «Военная история. Великая Отечественная война. Поиск».
И, наконец, еще одной победительницей в номинации «Специальная военная операция» стала девятиклассница школы № 3 Елизавета Бердникова. Она подготовила проект о судьбе Константина Вяткина — выпускника своей школы, погибшего в ходе СВО. Руководитель Елизаветы — учитель математики Анастасия Бережная.
Награждая победителей, директор центра «Дар» Наталья Семенова пожелала им удачи в ноябре, на областном этапе конкурса. Представлять Реутов на нем не только почетно, но и ответственно, поэтому всем триумфаторам городского этапа члены жюри и его организаторы готовы дополнительно дать все рекомендации, которые помогут ребятам добиться новых побед!