Новости / Новости
От авиамодели к лайнеру
10.11.2025 в 11:41
102 0
Автор: Константин Сагань

Реутов богат своими трудовыми династиями, и одна из них, династия пилотов, формируется в наши дни. Глава семьи Сергей Артамонов — командир воздушного судна Boeing, а в свободное от работы время он продолжает участвовать в жизни реутовского авиамодельного сообщества. С товарищами, с которыми делал самолеты с самого детства, Сергей теперь встречается в авиамодельной студии «Крылья». Его старший сын — уже летчик, а младший собирается поступать в летное училище. Мы поговорили с Сергеем о том, как связаны модели и настоящие самолеты, о любви к небу и ответственности за сотни жизней.

— Сергей, вы — командир воздушного судна, пилот Boeing, и при этом остаетесь страстным авиамоделистом. Расскажите, как появилась эта двойная любовь к небу?

— Если говорить о моделях, это моя самая давняя, детская любовь. Все началось в 1983-м или в 1984 году — тогда я учился в третьем классе. Мой друг Сергей Владимирович Федотов жил на улице Котовского — там, где находился Центральный спортивный клуб технического моделирования. Он меня туда и привел. Это был целый мир: секции авиа- и судомоделирования, ракетомодельного спорта... Мы с Сергеем и Димой Ивановым сначала заболели ракетами. Руководил секцией Николай Григорьевич Александров. Мы занимались у него 3–4 года, даже ездили на соревнования. На память о том времени у меня до сих пор хранятся две ракеты: красные, с надписью «СССР». Они до сих пор на ходу.

 — А как вы перешли от ракет к авиамоделям?

— Когда мы подросли, я пришел в секцию к моему первому учителю по авиамоделированию Владимиру Николаевичу Киселеву. Помню, сначала мне поручили ремонтировать большой радиоуправляемый планер «Коломбина». Он разбился, мы его восстанавливали всей командой, со старшими ребятами. А потом я собрал свой большой радиоуправляемый планер. В то время к нам в клуб пришел работать Юрий Николаевич Жолобов. Он был летчиком-испытателем и гонщиком — участвовал в гонках кордовых моделей. Это был удивительный человек, он сильно на меня повлиял.

 — Именно он зажег в вас желание стать пилотом?

— Можно сказать и так. Изначально я пришел в клуб просто потому, что меня завораживали летающие модели. Раньше на месте футбольного стадиона «Старт» был кордодром, мы гуляли там с родителями. Я видел, как модели летают по кругу — это было волшебно. Так что прежде всего я хотел запускать модели. А вот мечта о большой авиации пришла позже, с рассказами Юрия Николаевича. Он делился историями из своей испытательной работы — это была мужественная, опасная профессия. Наверное, именно тогда во мне зажглась та искра, которая в итоге разгорелась в четкое понимание: хочу быть пилотом. Это случилось где-то в восьмом-девятом классе.

 — И вы стали целенаправленно готовиться?

— Абсолютно верно. Я понял, что для этого нужны крепкие знания, особенно по точным наукам. До этого я учился неплохо, но скорее посредственно, и гуманитарные науки мне давались легче. А тут взялся за математику и физику осознанно. Оценки улучшились, я стал ходить на подготовительные курсы при институте. Ради неба был готов на многое.

 — Ваш путь в профессию оказался не самым прямым?

— Да, мой путь был нестандартным. По ряду причин я не смог поступить в летное училище сразу после школы. Мне пришлось идти через ДОСААФ СССР. Еще в восьмом классе я начал заниматься парашютным спортом, потом стал летчиком-спортсменом — летал на пилотаж на спортивных самолетах. Затем отучился в калужском училище по специальной программе и стал пилотом, работал на чешском самолете Л-410, занимался выброской парашютистов-спортсменов. Но я понимал, что это не предел. Для дальнейшего роста мне пришлось выучить английский язык, я заочно поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации. Поскольку у меня уже была летная практика, заочная форма была возможна. Получив высшее образование, начал искать работу в крупных авиакомпаниях. Так я попал в «ВИМ-Авиа», где переучился на Boeing-757 и долгое время работал вторым пилотом. После закрытия этой компании в 2017 году перешел в «АЗУР Эйр», где стал капитаном и сейчас летаю на двух типах самолетов: Boeing 757-200 и Boeing 767-300.

 — Что для вас самое приятное в работе командира воздушного судна?

— Самое приятное — сам полет. Неважно, управляешь ты самолетом вручную или он летит на автопилоте, а ты просто наблюдаешь за проплывающими под крылом пейзажами и облаками… Это ни с чем не сравнимое ощущение.

 — А самое сложное?

— Пожалуй, два момента. Первое — это необходимость учиться всю жизнь. Постоянно проходишь медкомиссии, сдаешь экзамены, зачеты, готовишься к чему-то новому. Расслабляться нельзя ни на день. Второй фактор — ночные полеты. С возрастом они даются все тяжелее, потому что большое значение имеют циркадные ритмы. С сонливостью помогают бороться кофе и специальные методики подготовки к смене режимов дня.

— На вас лежит огромная ответственность. Как вы с ней справляетесь?

— Управление самолетом — это командная работа. Да, последнее слово и ответственность — за капитаном, но без своего экипажа я не сделаю ничего. Важно сплотить коллектив, настроить его на грамотную работу. Когда люди видят, что командир им доверяет и уверен в них, они работают с полной отдачей. Важно уважение к коллегам, без муштры. И, конечно, человеческое участие, теплота. Если возникает тяжелая ситуация, нужно поддержать человека, чтобы он понимал, что он — не винтик, а полноправный член команды.

— Ваш старший сын пошел по вашим стопам, младший тоже готовится к летной работе. Как вы относитесь к такой династии?

— Честно? Мне очень приятно. Я не прививал любовь к авиации насильно, я своим примером показывал, что мне это нравится, рассказывал, почему это здорово. Старший сын Максим смотрел на меня и на мое отношение к делу. Он даже немного занимался в том же модельном клубе у Юрия Николаевича. Младший сын Павел смотрел уже не только на меня, но и на своего брата. Я считаю, что династия — это прекрасно, но главное, чтобы все ее представители были настоящими профессионалами. Чтобы, когда произносили «династия Артамоновых», становилось понятно — это люди, которым можно доверять.

— Вы много летаете за границу. Удается ли благодаря работе посмотреть мир?

— Конечно! Раньше я много бывал и в США, и в Европе. Сейчас наша компания доставляет туристов на курорты: Вьетнам, Таиланд, Египет, Мальдивы… После полета всегда положен отдых. Иногда это короткий промежуток, а иногда — 2–3 дня и даже выходные на курорте. Ты можешь оказаться, например, на Фукуоке, спокойно пойти на море, позагорать и поплавать. Конечно, отдыхая заграницей, ты продолжаешь нести высокую ответственность: ты — командир корабля, не должно произойти никаких эксцессов. Но чтобы стать пилотом, нужно быть дисциплинированным человеком, и с такой ответственностью у нас все справляются.

— А по России удается полетать?

— Да, и в разных уголках России бывать не менее интересно, чем за границей. Когда я оказываюсь в российских городах, всегда иду в местный музей, узнаю или вспоминаю историю края, осматриваю архитектуру и природу. Например, Кама и Енисей — совершенно поразительные реки. Это бонус, который дарит мне моя профессия, — возможность увидеть, как живут мои соотечественники в разных регионах, оценить красоты нашей огромной страны.

— Если говорить о нашей стране, как вы оцениваете перспективы российского авиастроения в ситуации, когда импортозамещение стало острой необходимостью?

— Наша советская и российская школа ничуть не хуже западной, а в чем-то, я уверен, даже лучше. Сразу, за один день, самолет не построить — это колоссальный труд, научные исследования, испытания. Но когда возникла текущая ситуация, стало ясно, что отступать некуда. Были выделены огромные средства на развитие отрасли, а самое главное — есть политическая воля. Я оптимистично смотрю в будущее и думаю, что максимум через 2 года мы с вами начнем летать на наших новых самолетах.

— Что самое главное в самолете?

— Главное — безопасность. Самолет должен быть абсолютно безопасным для пассажиров и экипажа, а для этого его нужно тщательно облетать, протестировать.

— Что бы вы сказали людям, которые страдают аэрофобией?

— Как пилот могу сказать одно: летать не опаснее, чем ехать на поезде, автомобиле или переходить дорогу. Не нужно бояться. За штурвалом сидят профессионалы, прошедшие жесткий отбор и постоянную подготовку. Они сделают все, чтобы безопасно доставить вас из пункта А в пункт Б. Иногда, кстати, мы даже устраиваем для пассажиров небольшую экскурсию, рассказываем о местах, над которыми пролетаем.

— И последний вопрос. Возвращаясь в Реутов, что вы чувствуете?

— Чувствую, что наконец-то я дома. Я могу идти по городу в три часа ночи и просто наслаждаться тишиной, знакомыми улицами. Весной, летом и осенью — это особенно здорово. Это мой родной город, я помню его еще совсем маленьким, когда на южной стороне современного Реутова еще была деревня Крутицы.

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники ЕР Благоустройство Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Игорь Брынцалов Сергей Юров Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное ДК «Мир» Кино РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Филипп Науменко Интернет Президент Владимир Путин ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Андрей Ломанов Дима Билан Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы СВО Волонтеры Владимир Этуш Александра Пацкевич
< >