
Основываясь на архивных документах, а некоторые из них ранее не публиковались даже в краеведческой литературе, расскажем о школе Александры Ивановны Тухомицкой, возникшей в 1909 году в дачном поселке Салтыковка, расположенном на станции Салтыковка Нижегородской железной дороги.
Для того чтобы открыть учебное заведение, требовалось разрешение Московского учебного округа, куда 5 мая 1909 года и обратилась А. И. Тухомицкая. Ее прошение, сохранившееся в архиве, начинается так: «Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить мне открытие среднего учебного заведения смешанного типа при Салтыковской платформе Нижегородской ж. дороги с 15 августа 1909 г.».
Обосновывая необходимость создания школы, А. И. Тухомицкая отмечала: «Почти все подрастающее поколение названного района грамотное. Естественным следствием этого при относительной зажиточности пригородного населения является потребность в следующей ступени развития — в среднем образовании». Инициатива Тухомицкой примечательна тем, что она шла снизу, — сказывались плоды земской реформы 1864 года. Красной нитью сквозь весь документ проходит мысль о том, что средняя школа должна сама прийти в центр данного района.
В ответ на обращение заработала обычная в таких случаях бюрократическая машина. Начался сбор необходимых сведений и бумаг. И хотя в целом они носили положительный характер, вопрос с разрешением открыть классическую гимназию явно затягивался, а учебный год в дореволюционной России начинался уже во второй половине августа.
20 июня 1909 года А. И. Тухомицкая пишет второе обращение в Московский учебный округ, где, не снимая свое ходатайство о создании гимназии, просит разрешить открыть с начала учебного года частное учебное заведение 3-го разряда с программой, соответствующей приготовительному и первым двум классам мужских гимназий. И вот, наконец, долгожданное свидетельство за № 20164 от 26 июля 1909 года было получено.
Известный салтыковский краевед Н. И. Артемьев в своей, ставшей уже раритетом, книге очерков «Салтыковка» соотносил дату 26 июля 1909 года в том числе с открытием школы. Но, как известно, между разрешением и собственно началом работы учебного учреждения есть временной отрезок, установить который помогают документы. В прошении в Дирекцию народных училищ Московской губернии от 7 ноября 1909 года основательница школы сама указала дату открытия школы: «31-го августа с.г. мною открыто это учебное заведение в составе 3 классов». Учитывая, что разница между григорианским и юлианским календарем в XX веке составляла 13 суток, датой основания первой средней школы следует признать 13 сентября 1909 года.
Так совсем недалеко от Реутова, на подмосковной земле впервые появилась средняя школа. Первоначально в ней было два основных и один приготовительный классы. В архиве сохранилось расписание уроков для открывающейся школы, по которому можно увидеть организацию учебного процесса.
Школа работала 6 дней в неделю. Уроки начинались в 9:40, их продолжительность составляла 50 минут. Только последний, 5-й, урок был чуть меньше — 45 минут. Учитывая, что все занятия заканчивались уже в 14:30, перемены были короткими — по 5 минут. Лишь после 3-го урока, который заканчивался в 12:20, существовал продолжительный перерыв в 30 минут, так что 4-й урок начинался в 12:50.
В приготовительном классе велось обучение по 10 дисциплинам. Каждый день в расписании стояли уроки русского языка и арифметики. Уже с приготовительного класса вводили два иностранных языка: немецкий (4 урока в неделю) и французский (3 урока в неделю). Изучение английского в гимназиях того времени было большой редкостью. Немаловажное значение придавалось религиозному воспитанию (3 урока Закона Божия в неделю — в приготовительном и по 2 урока — в первом и во втором классах). Физическое развитие учащихся предусматривали занятия гимнастикой и танцы (каждое по 1 уроку в неделю) для всех классов. Не забыто было и трудовое воспитание (уроки рукоделия — 2 раза в неделю в приготовительном и один раз в старших классах). Среди предметов первого и второго классов (их общее количество выросло до 14) отметим следующие: история, география, природоведение, рисование. Занятия по ним проводили 2 раза в неделю.
Школа располагалась в 10 минутах ходьбы от станции Салтыковка в большом каменном двухэтажном здании (бывшее здание управляющего Салтыковским имением Н. Ковалева). Местные жители называли его «Белым домом».
Благодаря схеме, составленной бывшим учеником школы Б. Червяковым, мы можем судить о внутреннем устройстве здания. Всего в Белом доме было 13 комнат. На первом этаже размещались 5 классных комнат, а также учительская и кухня, на втором этаже находились 4 классных комнаты, а также гимнастический зал. В первый год обучалось 82 учащихся. Большинство — дети местных жителей. В основном дети крестьян (70%), малообеспеченных служащих и рабочих-железнодорожников, а также мелких торговцев из Салтыковки, Никольского, Обираловки (ныне Железнодорожный), Кучино, Реутова и даже из Гиреева.
Несмотря на то что родителям приходилось оплачивать обучение, плата была умеренная — 70 рублей в год.
За короткий срок школа быстро выросла. Уже через 4 года, в 1913 году, в школе Тухомицкой открылось 5 основных и 6 приготовительных классов, в них учились 156 учащихся (90 девочек и 66 мальчиков).
Часто школа подвергалась проверкам и ревизиям. Не проходило и года, чтобы учебные власти не проверяли, как налажен учебно-воспитательный процесс в новом учебном заведении. А в 1910 и 1911 годах ревизия учебного заведения проходила дважды. А.И. Тухомицкая отмечала, что ее школа «находится под бдительным надзором инспектора народных училищ 2-го участка Московского учебного округа». Но даже бдительные ревизоры признавали, что «учебное заведение госпожи Тухомицкой в учебном отношении стоит на должной высоте и на правильном пути».
Александра Ивановна в своем подвижничестве на ниве просвещения была не одна — ей помогала вся ее большая дружная семья, прежде всего супруг Василий Васильевич. В школе он работал учителем литературы. Именно о нем через 50 лет в своих воспоминаниях напишет одна ученица: «Много лет прошло с тех школьных времен, но я и сейчас тепло вспоминаю любимого учителя, влюбленного в свой предмет». Дети Тухомицких следовали примеру своих родителей. Старший сын Евгений заведовал учебной частью и преподавал математику, старшая дочь Нина — естествознание, младшая Зинаида была классной наставницей.
Александровна Ивановна Тухомицкая, не жалея сил, работала, стараясь сделать школу еще лучше. Уже через год после открытия, в 1910 году, учебному заведению был присвоен 2-й разряд. Но подлинной мечтой А. И. Тухомицкой по-прежнему было достичь статуса гимназии. В 1913 году она вновь пытается, настойчиво и энергично, получить разрешения на это московских учебных властей.
В прошении в Московский учебный округ от 12.02.1913 А. И. Тухомицкая просит именовать свое учебное заведение «Сельской гимназией для детей обоего пола в память имени Сусанина».
Особенно проникновенно звучат ее слова о том, что, воспитываясь в таком учебном заведении, «дети постоянно будут иметь перед глазами достойный подвиг своего же крестьянина, с одной стороны, а с другой — будут чувствовать глубокую благодарность к государству за то благодеяние, которое оно им оказало в память славного героя, введя в круг общепризнанных учебных их скромное, затерявшееся среди лесов, учебное заведение».
А еще А. И. Тухомицкая предлагала учредить 10 стипендий по назначению земства беднейшим из окончивших сельские школы нашего района. К сожалению, по формальным причинам власти отказали в этом прошении.
Интересно, что в 1920-е годы, уже в советский период, А. И. Тухомицкая попыталась организовать трудовую школу, и тоже рядом с Реутовым — в селе Никольском. Но об этом, если это, конечно, будет интересно читателям, мы расскажем в следующей публикации.
На фото: А.И. Тухомицкая
Автор: учитель истории Л.С. Алимов