Первый в СССР мастер спорта по дзюдо Михаил Илинич занял второе место на чемпионате России по дзюдо среди ветеранов. Известный реутовский спортсмен рассказал нам о борьбе за «серебро», о своих тренировках и о лучшем способе справиться с хулиганами на улице.
Раньше чемпионат России проводился за счёт Союза ветеранов дзюдо, созданного с подачи президента РФ Владимира Путина. Победителей направляли на чемпионаты мира и Европы. Сегодня в связи с кризисом от этого временно отказались — ветераны соперничают только в чемпионате страны. В нём участвуют спортсмены в возрасте от 30 до 65 лет.
— Я выступал в возрастной группе «м7» — от 60 до 65 лет, в весовой категории от 81 до 90 килограммов. Это мой девятый из десяти «ветеранских» чемпионатов России. Пять раз занимал первое место, дважды второе и дважды третье. В этот раз выиграл две из четырёх встреч. Проиграл своему давнему товарищу Николаю Голику из Дзержинска. Выигрывал уже встречу, решил упрочить результат, попытался бросить, но он опередил бросок…
— Кавказские борцы были у вас в соперниках? Они считаются очень сильными.
— Сейчас нет. Был один из Башкирии. В основном все борцы знакомые — в 60 лет новые лица-то не появляются. Ветеранов на ковре осталось немного. Приезжаю не только побороться, но и пообщаться. На мировых чемпионатах многие до 80 лет борются. И часто приезжает много японцев. До 68 лет им пенсии не дают, они работают, и отпуск у них всего неделю. А по выходе на пенсию — отрываются, на чемпионаты ездят. И борцы при этом прекрасные.
— Вы говорите о соперниках как о приятелях. Можно в целом сказать, что в дзюдо практикуется любовь к противнику?
— Конечно! В дзюдо есть разработанная этика взаимоотношений. Не принято травмировать, до и после схватки — поклоны. С соперниками у меня отличные взаимоотношения. Противники мы лишь на ковре, а в жизни друзья.
— Вы боролись, можно сказать, на льду. Как покрытие, татами не подкачали, не скользко было?
– Верно, чемпионат проводился в Стерлитамаке, в Ледовом дворце. Прямо на льду лежали маты, а на них — татами. Но бороться было хорошо. Организация была на уровне. В Федерации дзюдо это умеют делать.
— Как и сколько вы тренируетесь?
— Стараюсь регулярно тренироваться. Много сейчас для меня нежелательно, два-три раза в неделю, по полтора часа примерно. Просто дозирую нагрузку. Кроме того, вы же знаете, у нас в Реутове построили ФОК. Там прекрасные условия для занятий созданы. И ребята есть — чтобы опыт передать и себя проверить. Важен ведь пример для молодых. Надо передать эстафету — чтобы они видели, что в этом виде спорта можно прожить всю жизнь и всегда быть в тонусе. Может, пафосно звучит, но мы стараемся быть примером. Показываем, что в 60 можно сделать иногда почти то же, что и в 20 лет. Бывает, что 20-летних бросаю, для них шок — дедушка приходит и побеждает. Но если вижу, что парень реально умеет — я ему поддаюсь как бы в педагогических целях, даю прочувствовать бросок. Ещё тренируюсь со студентами «Бауманки» с большим удовольствием. Порой, правда, они побыстрее, честно говоря.
— А какое у вас питание?
— Да ничего особенного, пожалуй. Обычное сбалансированное: жиры, белки, углеводы. Принцип прост: меньше есть и больше двигаться. У меня 90 кг неизменно уже двадцать лет, плюс-минус кило. Разве что, когда готовишься к соревнованиям — ешь меньше хлеба и больше белка. Но всё индивидуально на самом деле. Ещё вот орешки и мёд хороши — калорийны, а на вес не влияют.
— Расскажите немного о себе, как вы пришли в дзюдо, как стали первым мастером спорта в Союзе?
— С 1969 года занимаюсь — с 13 лет, я 1956 года рождения, коренной реутовчанин. Мы выросли на самбо, созданном отечественным гением Харлампиевым, который объехал весь Союз, собирая элементы народной борьбы в одну систему. Дзюдо впервые включили в олимпийскую программу Токио в 64-м году. И туда поехали наши самбисты. Они заняли третье место! Просто чуть отредактировали технику самбо под дзюдо. В 72-м на Олимпиаде в Мюнхене опять было дзюдо. В 73-м был чемпионат мира Европы в Бельгии, я поехал туда. Тогда перед отправкой проводили то, что называли накачкой, и по возвращении тоже идеологическая работа. Ну, я выиграл тогда чемпиона Европы, вернулся, и на таком вот собрании легендарный, самый старый тренер СССР и России Александр Лукичев сказал: «Вот и победитель. У нас теперь есть мастер спорта по дзюдо». Так и присвоили «мс».
– Многие любят поспорить, что круче: борьба или тычково-ударная техника типа карате и бокса.
— Это разные виды спорта. Нет смысла обсуждать. Видели бои ММА? Там и боксёры, и борцы, каратисты. Хотя и там зачастую бой заканчивается на ковре. Значит, борцовская базовая техника, видимо, желательна.
— В Реутове очень развито айкидо. Как вы оцениваете этот вид единоборства?
— Это прекрасная техника, особенно для детей. Щадящая и в то же время отлично развивающая тело. Там тоже много от дзюдо.
— А на улице, если случится конфликт, что эффективнее, на ваш взгляд?
— На улице, если есть возможность уйти — уходи. Это первое правило для профессионального борца. А то бросишь хулигана головой о бордюр — Уголовный кодекс тут как тут. Мне все тренеры говорили: уходи, если можешь. Сколько ни было случаев на улице, всегда старался сглаживать. А то всё это может обернуться против тебя. Травмируешь человека до инвалидности — вот и «устроишься» бойцом в тюрьму. В основном кто наезжает? Пьяные. А пьяный, может, утром проснётся и сам пожалеет о вчерашнем. У некоторых просто индивидуальная реакция на алкоголь: кто-то добрее становится, кто-то — агрессивен, а по-утру вновь обычный человек. Поэтому агрессию пьяного лучше спускать на тормозах. В спортзал ходят не для драк, а для физической формы, для укрепления духа и здоровья. Знаете, наверное, как часто говорят в восточных единоборствах: «Лучший бой тот, что не состоялся».
Читайте также:
ФК «Приалит Реутов» закрепился в середине турнирной таблицы
Министр спорта МО оценил перспективы нового ФОКа в Реутове
Самбисты Реутова победили в турнире памяти Челомея
Клуб айкидо имени Дмитрия Серкова определил лучших бойцов
Сергей Юров пригласил жителей Реутова на зарядку в парке