Новости / Новости
Прерванное детство: «О картошке, соли или сахаре мечтали во сне»
31.05.2017 в 15:55
2378 0
Автор: Екатерина Марулина

Тамаре Лебедевой 87 лет, она с дочерью живёт в Реутове, у неё трое внуков и двое правнуков. Невозможно не восхищаться её умению живо и искренне рассказывать, её памятью, вмещающей столько имён, дат, названий мест, различных деталей. Вспоминая о пережитом в годы Великой Отечественной, Тамара Петровна вновь и вновь горько повторяет: «Лишь бы не было войны!..». И значимость этой расхожей фразы постигаешь, представляя всё от неё услышанное.

Тамара Лебедева в школьные годы

Ей было 12, когда её детство было безжалостно прервано. После начала войны её отец, ветеринарный врач Пётр Павлович Яковлев, ушёл воевать. Мать стала председателем колхоза — должность очень ответственная в наступившие голодные времена. Она одна тянула на себе двух престарелых бабушек (мать и свекровь) и пятерых детей: дочерей — Тамару, 10-летнюю Галину и 3-летнюю Нину, а также племянников — Надю (4 года) и Бореньку (1 год), отец которых погиб на фронте, а мать расстреляли немцы.

В октябре 1941 года родная деревня Щеколдино Зубцовского района Тверской области оказалась в оккупации, которая продлилась 8 месяцев.

«Оккупация началась с того, что немцы собрали всех жителей на деревенской площади, где было объявлено, что нужно отдать еду и скот, а также кому какой работой заниматься, — начинает свой рассказ Тамара Петровна. — Линия фронта была очень близко. В зимние дни женщины и дети расчищали снег, а по ночам в дома стучались советские партизаны. Однажды они принесли двух раненых офицеров, и вся деревня тайком выхаживала их, рискуя своими жизнями. Офицеры выздоровели и присоединились к нашей армии».

Партизаном был и двоюродный брат Тамары — 17-летний Алексей.

Дом Яковлевых в Щеколдино

«Никто в семье не знал об этом до того момента, пока в 4 утра не пришли эсесовцы и не потребовали от него сдать оружие. Всего тогда арестовали 18 партизан, всех сдал предатель — за банку тушёнки! Одну женщину, у которой нашли рацию, били плетьми до тех пор, пока тонкое светлое платьице не стало совершенно алым. После этого их всех расстреляли».

Люди жили в постоянном страхе. Соперничать с ним по силе могло разве что чувство голода. Ели липовые листья и цветки клевера. Как чуда ждали созревания моркови и свёклы. «О картошке, соли или сахаре мечтали во сне», — вспоминает Тамара Петровна.

На протяжении всех военных лет скидки на детский возраст не было ни в чём: «Наряду со взрослыми мы преодолевали десятки километров пути, таскали 16-килограммовые мешки с зерном — плакали, но шли. С ответственными поручениями нас отправляли одних через нашпигованные минами леса. В один из дней я прошла 40 километров, чтобы обменять единственную мамину блузку на ведро картошки». По возвращении ей досталась лишь половинка клубня. «Ты взрослая, ты поймёшь», — сказала мать 12-летней девочке.

Петр Павлович и Анастасия Ивановна

За четыре сухаря в день мама устроилась в военный госпиталь стирать бинты в ледяной воде. А разделить их на всех не могла — руки были обморожены. Да и у Тамары получалось это плохо. Когда мимо них проезжал грузовик с детьми, которых везли в Ярославский детский дом, Анастасия Ивановна посадила на него Надю с Боренькой, чтобы хоть они оказались подальше от линии фронта. Четырёхлетняя девочка прятала распухшего от голода братца под платьем и непрестанно укачивала, чтобы не плакал. Взгляд Тамары Петровны мутнеет от слез: «Обречённых детей снимали с машины ещё живыми и складывали у дороги. Боренька умер у Надюши на руках».

Линия фронта постоянно смещалась: сегодня здесь немцы, завтра — наши. Случались артобстрелы. Когда все дома сгорели, женщины выкопали землянку. Воду собирали в гильзы от снарядов. Свекровь Прасковья Никифоровна сильно обгорела, спасая котёнка из тлевшего дома, и с тех пор больше не поднималась. Умирая от голода и дизентерии, она бредила, мечтая о куске сахара, и до последнего вздоха умоляла Тамару найти его. Другую бабушку, Евдокию Семёновну, на глазах у Тамары разорвало снарядом на куски — та успела прикрыть собой ребёнка. «Мама собрала части тела бабушки в коробку, но похоронить её мы не могли четыре дня — из-за кружащегося в небе жуткого самолета-рамы, выискивающего живых, чтобы добить их. Трупы были повсюду: они плыли по реке, валялись в лесах…», — вспоминает Тамара Петровна.

«Ржев навсегда останется тёмной страницей войны, — говорит она. — Когда на станцию Осуга прибыл бронепоезд, сыпавший дальнобойными снарядами на расстояние до 6 км, как из решета, был отдан приказ бросить на него конницу. Какой в этом был смысл? В той мясорубке, конечно же, никого не осталось в живых».

Пётр Павлович Яковлев

Из весточки от отца семья узнала, что он дважды побывал в плену, бежал из концлагеря, был сильно ранен. «Винтовки, которые вручали солдатам, часто были незаряженными — добыть себе патроны нужно было в рукопашной. А вот немцы готовились к войне заранее. Всё у них было налажено и продумано. Машины, мотоциклы, военная техника — за лошадками никто из них не ходил, недостатка в боеприпасах не испытывал и тяжестей на своем горбу не таскал».

В боях под Ржевом погибли сотни тысяч человек. Тамара Петровна ведёт свой рассказ, а в её глазах оживают все ужасы и боль войны. Я спрашиваю, верит ли она в Бога, и Лебедева рассказывает о том, что девочкой видела цветной сон, в котором ангелы в два голоса говорили ей «Молись! За всех молись!». А ещё о том, что её свекровь, Прасковья Никифоровна, смогла проводить лишь двоих сыновей из пятерых ушедших на фронт, с остальными проститься не успела. Обоим она вшила в полотенце крестики, просила: «Береги! Только не потеряй!». И лишь эти двое, включая отца Тамары, смогли выжить.

Случались и другие чудеса. Словно бы сама природа понимала, как тяжело людям, и приходила им на помощь. Змеи не кусали обессилевших людей, проползали мимо. А однажды, когда они жили в окопе, к ним прибилась кошка, которая стала таскать для них птиц и один раз даже принесла кролика!

Немощные от голода, насквозь промёрзшие, больные (легко было подхватить тиф, малярию или дизентерию), люди всё-таки верили в то, что настанет день, когда они будут праздновать победу. И он настал!

Мама Тамары Петровны всегда говорила: «Я самая счастливая. Мне повезло не схоронить детей, и муж живым с фронта вернулся». После войны Пётр Павлович продолжил работать в ветеринарной клинике, причём лечить приходилось больше людей, а не животных — больницы в округе ещё долго не было, а на минах детишки подрывались постоянно. До сих пор на могилу её отца приходят благодарные люди.


Бабушка Тамара с дедушкой Ваней

Многие годы на тех, кто побывал в оккупации, лежало клеймо предателей Родины. Поэтому сестёр не приняли в комсомол, а другим, в том числе однокласснику Тамары Ивану Лебедеву, за которого она в 1951 году вышла замуж, сложно было подняться по служебной лестнице.

Иван окончил Тамбовское военное училище и Военную академию имени Ф. Э. Дзержинского, много лет служил в ракетных войсках стратегического назначения. После демобилизации семья Лебедевых поселилась в Подмосковье.

С

Одна из любимых фотографий Тамары Лебедевой, всегда висела на стене

ейчас фильмы про войну Тамара Петровна не смотрит, зато не пропускает новостные сводки из горячих точек. Особенно болезненно воспринимает вести с Украины: «Те, кому выгодно переписывать историю, не были на войне. Только не война! Не дай нам Бог!».

Читайте также:

Как идёт поиск сведений о фронтовиках из Реутова
Погиб под Славянском
Живая память: блиц-интервью на улицах Реутова 9 мая
С Днём Победы! Реутов отметил 72-ю годовщину победы над фашизмом
Бессмертный полк Реутова: рядовой Иван Калугин
Маргарита Михайлюта: «Я видела, как горели мертвецы»
Музыка и судьба. Памяти Радика Закирова
Защитили столицу: о жителях Реутова — участниках битвы под Москвой
Родом из Крутиц. Часть пятая, продолжение. Они сражались за Родину

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Космос Людмила Колобанова Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология
< >